Первая оперная премьера в этом году. В Мариинском театре сегодня начинается показ знаменитой постановки Джузеппе Верди «Набукко». Это обновленная версия, которую российская публика ждала десять лет. Именно «Набукко» считается одним из лучших творений итальянского композитора.

Первой премьерой этого года в Мариинском театре станет знаменитая опера «Набукко», с которой началась карьера великого итальянского композитора. Увидеть постановку в марте можно будет шесть раз: 5 марта в 14:00 и 19:00, 12 марта в 12:00, 16:00 и 20:00, а также 31 марта в 19:00. Спектакль готовят: режиссер Анна Шишкина, художник по декорациям Петр Окунев, художник по свету Антон Николаев, художник-технолог по костюмам Антония Шестакова и художник по видео Вадим Дуленко. Музыкальный руководитель и дирижер новой постановки — Валерий Гергиев.

Мировая премьера оперы состоялась более 180 лет назад, и тоже в марте — 9 марта 1842 года «Набукко» с триумфальным успехом прогремела на сцене миланского Teatro alla Scala. За сезон она была показана еще семь раз, чтобы в следующем вновь вернуться в репертуар — «Набукко» поставили заново, и за три месяца спектакль выдержал 57 представлений. Так третья опера молодого малоизвестного композитора сделала его важной фигурой в музыкальном мире.

В России с «Набукко» зрители познакомились в 1851 году — итальянская труппа поставила оперу именно на сцене Большого (Каменного) театра. Заглавную партию исполнил Джорджо Ронкони, выступавший на миланской премьере. Всего было дано четыре представления, а затем сочинение ждало своего часа еще долгих полтора века.

В 2005 году на Мариинской сцене состоялась яркая премьера «Набукко» в постановке художественного руководителя московской «Геликон-оперы» Дмитрия Бертмана. Спектакль повторяли в 2013-м, в год 200-летия со дня рождения Верди. Сегодняшний «Набукко» в версии 2023 года — новая постановка, которую так долго ждала публика. Партии к премьере готовят сразу несколько составов ведущих солистов труппы.

Эта опера считается первой по-настоящему вердиевской оперой. Сюжет основан на библейской истории о жестоком вавилонском царе Навуходоносоре, вставшем на путь истины, пройдя через триумф, предательство и безумие. Это сложное, многомерное произведение — и сюжетно, и музыкально. В «Набукко» же впервые появляется настоящая вердиевская героиня — темпераментная Абигайль, для роли которой Верди создает партию «неистового сопрано».  

«Зажги в своих рабах огонь, который истребит чужеземец» — так народ молится в храме об освобождении врагов, осаждающих Иерусалим.  У Вавилонского царя Новохудоносора и итальянской транскрипции Набукко, две дочери. Младшая Фенена влюблена в иудейского военачальника Измаила и может стать ключом к спасению. Но и старшая пылает страстью и готова мстить. Верди создает для нее партию «неистового сопрано».  

«Абигайль из-за того что у них были какие-то связи, она решила ему отомстить, решила отомстить и своей сестре Фенене», — рассказал исполнитель роли Измаила Александр Трофимов.

Опера Верди, с которой и началась слава  великого композитора, всегда была спектаклем для демонстрации лучших вокальных возможностей ее исполнителей. У каждого персонажа  неповторимый характер, выраженные в сложнейших партиях. 

«Жесткость этого персонажа требует такого же в голосе звучания. Такой острый резкий звук, который в последующем из-за того что персонаж меняется нужно перейти в более духовное. Это очень сложно на самом деле. Только кажется что все просто», — рассказал исполнитель роли царя Вавилона Вячеслав Васильев.

«Иерусалим», «Нечестивец», «Пророчество», «Сокрушенный идол» — названия четырех актов оперы хорошо передаю ее главные темы: древний мир, религиозные конфликты, роль личности в истории и, конечно, любовь.

Будем говорить со зрителями, с вами дорогие зрители, о простых, но главных вещах. Каким богам мы поклоняемся, насколько мы смиренны, насколько мы непокорны», — отметила режиссер-постановщик «Набукко» Анна Шишкина.

Символично что премьера в Мариинке состоялась сейчас.  Именно в марте, но 180 лет назад опера впервые  прозвучала  на сцене театра «Ла Ска́ла» в Милане. В Петербурге увидеть постановку можно будет несколько раз. Премьерные показы пройдут 5, 12 и 31 марта.