В Центральном выставочном зале Манеж посетителям открылся мир русского балета - в невероятной и почти недоступной в обычной жизни близости.

Новая выставка — своего рода путешествие не только в историю, но и вглубь этого вида искусства. Зрительский интерес — главный критерий и первая неделя работы экспозиции успех подтвердила. Для директора Манежа — Анны Яловой — это еще и удачно пройденный старт в новой должности. Первый большой проект как у руководителя музея, но в Манеже она работает уже больше семи лет.

Больше 10 тысяч человек уже успело посетить эту выставку. И это всего за 7 дней работы нового проекта. «Первая позиция. Русский балет» буквально сразу переносит зрителя в закулисье театра 19 века, где можно представить, как  в «Корсаре» ходили волны, которые под скрип конструкций, поглощают корабль.

Здесь и пуанты примы Мариинского театра Матильды Кшесинской, среди поклонников которой был и император Николай II. Реликвия в хорошем состоянии, что редкость для балета — за одну постановку балерины могут износить 3-4 пары пуант. Есть и первая в русском кинематографе запись театральных танцев . Автор — балетмейстер Александр Ширяев. Черно-белые кадры сняты, несмотря на строгий запрет Дирекции императорских театров. Площадкой  для тайных сьемок стал дом артиста.

«У себя дома оборудовал студию и приглашал танцовщиков, чтобы заснять на пленку. Например, внизу вы видите знаменитых Гельцера и Тихомирову и это уникальный кадр 1900-х годов. Это первый опыт фиксации на пленку танцевальных па», — отметила директор ЦВЗ «Манеж» Анна Ялова.

Тысяча экспонатов из 40 музеев, архивов и театров страны. Чтобы собрать в одном пространстве историю русского балета ушло три года.  

В экспозиции не только артефакты из истории русского балета, здесь работает целая лаборатория —  можно  буквально  окунуться в мир изящного искусства, где за каждым танцем, в котором как кажется,  все так легко порхают, на самом деле стоят часы изнурительных тренировок у балетного станка.  Посетители, например, могут  оказаться в балетном классе и попробовать выполнить пару простых па. У балетного станка  балеринами себя воображают даже самые маленькие гости Манежа.

Масштабный проект стал дебютом для нового директора выставочного пространства — Анны Яловой. До этого она занимала пост замдиректора по развитию. Петербурженка и профессиональный музейщик, она, как никто лучше, говорят коллеги, знает, что нужно зрителю. А посетителей в Манеже теперь столько, что на выставку не всегда попасть с первого раза. 

«Мы не с первой попытки, пытались в праздники, но было большое количество людей и только по электронным билетам. Мы не смогли купить электронные билеты. Так сказать, вживую не смогли попасть. Это у нас уже вторая попытка. Конечно стоит, и давно не было в Манеже такой масштабной выставки», — рассказала жительница города Галина Федорова.

«Я вижу, как горят глаза у сотрудников Манежа, когда мы создаем проект. И Анна Львовна, конечно же, невероятное удовольствие получает от работы, творческого процесса, от процесса создания, когда начинаешь с каких-то своих идей, вот они наполняются, наполняются и потом ты видишь воплощение», — рассказала заведующая выставочным отделом ЦВЗ «Манеж» Елизавета Павлычева.

Сколько ночей директор вместе другими сотрудниками провела в Манеже, знают только сами коллеги и их семьи. И самыми главными критиками выставки, пожалуй, стали их  родные и близкие. 

«Это огромный труд. Я постоянно видела, что она читала что-то про балет, что-то организовывет, с кем-то договаривается и насколько она вложила, все свое время, всю свою душу в эту выставку. Очень горжусь», — призналась дочь Анны Яловой Ульяна.

Как считает сама Анна Ялова, прикоснуться к истории русского балета должен каждый. Выставочный зал расширил свою социальную программу. Так, например, проводят туры для пенсионеров, а с 28 февраля бесплатно посещать Манеж могут участники СВО и члены их семей.

«Показать богатство культуры русской, показать значимость людей, которые определили русскую культуру. Для тех, кто хочет  посетить Манеж — для семей военнослужащих-участников СВО, для самих участников, чтобы попасть в Манеж, нужно связаться с социальным куратором в районе, от района мы получаем заявку и уже целенаправленно ждем этих людей в стены Манежа», — подчеркнула Анна Ялова.

Выставка «Первая позиция. Русский балет»  так же легко и непринужденно, словно  балерина, исполняющая  фуэте, заняла ту самую первую позицию в культурном сообществе Петербурга. К слову, уже две книги отзывов и предложений, отметили в Манеже, исписаны восторженными откликами петербуржцев. Экспозиция  о национальной гордости — русском балете — будет открыта почти до конца мая.