Музеи умеют говорить. Точная метафора, о каком бы музее не шла речь! Но в Фонтанном доме эти слова воплощают суть совершенно новых и необычных для традиционных выставочных пространств проектов.

В мемориальном доме-музее Анны Ахматовой всегда чувствуется присутствие знаменитых жильцов, но до сих пор они говорили с нами застывшими строками в стихах и воспоминаниях. Теперь мы услышим голоса — так задумано. Невероятно, как много можно создать в пределах всего лишь одной некогда коммунальной квартиры. Музей — посвящение Анне Ахматовой, на самом деле вмещает в себя целую эпоху. Надо только освоить язык, на котором об этой эпохе понятно и полно можно рассказать современному зрителю.

Так появилось и радио «Фонтанный дом» и множество других проектов. Этот музей живет прошлым, но смотрит в будущее. 

Очень скоро в мемориальном-доме музее оживут предметы и зазвучат голоса. Здесь поселятся призраки легендарных обитателей Фонтанного Дома в Ахматовскую эпоху. Благодаря проекту «АХМАТОВА DIGITAL» с помощью наушников и планшетов посетители смогут погрузиться в виртуальный мир и перемещаться в пространстве и времени. Герои, чьи голоса не сохранились на магнитных носителях, заговорят голосами актеров театра Фонтанного Дома. Или, например, в этой медной китайской розетке предназначенной для придания огню, но не забвению, сгорят запрещенные стихи, как это было при Анне Ахматовой.  

«Мы сделаем не один, а несколько спектаклей, для того, чтобы самые разные группы посетителей могли получить то, что им нужно. Отдельно это будет спектакль адресованный подросткам, молодежной аудитории. Второй спектакль посвящен жизни и быту квартиры в ту эпоху, третий — посвящен стихам, поэзии, литературе», — подчеркнула заместитель директора по развитию музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Юлия Малинина.

Впрочем, звуков в Фонтанном доме было всегда очень много. Просторная коммунальная квартира известного искусствоведа и теоретика авангарда Николая Пунина, в которой 30 лет прожила Анна Ахматова, никогда не пустовала. Как никогда не умолкал и голос радио. Пусть новости в ту эпоху эпоху были и не совсем объективными, но здесь ими всегда интересовались. Восстановить историческую справедливость, и рассказывать правду о судьбах людей взялись в наше время. Так возникла идея собственного радиовещания.  

«Музей старается работать во всех направлениях и для различной аудитории. Более года назад был запущен уникальный проект под названием радио «Фонтанный дом». При поддержке комитета по культуре, в середине двадцать второго года, в июне месяце мы начали работать полноценно в прямом эфире. Интернет радиостанция радио «Фонтанный дом» на самую широкую аудиторию», — рассказал и.о. директора музея Анны Ахматовой Борис Архаров.

К уникальному проекту — первому музейному интернет-радио в стране, сразу присоединились искусствоведы, филологи, историки, музыканты и актеры. Все разговоры вокруг главной музы Серебряного века и ее окружении,  жизнь которых пришлась на годы репрессий.

«У нас есть постоянная программа «День в истории», в которой мы рассказываем о что происходило в конкретную неделю, только в прошлых столетиях, чтобы человек мог проснуться и послушать что в прошлом веке делала Ахматова в этот день, что делал Мандельштам, кто родился кто умер и почему нам это важно сейчас», — рассказала pr-специалист проекта «Радио Фонтанный дом» Анастасия Филиппова.

А начинался музей в конце 80-х  с личных архивов известного ленинградского коллекционера книг и  рукописей Моисея Лесмана. Страстный поклонник и знаток русской поэзии, Лесман особенно высоко ценил творчество Анны Ахматовой.  

«Мы открываем его и первая страница это стихотворение Ахматовой. Что-то он вклеивал, что-то ему записывали прямо в альбом. Это стихотворение на смерть Есенина 1926 года. Если то стихотворение было на смерть Есенина, то говорят это на смерть Гумилева. Не бывать тебе в живых, со снегу не встать. Двадцать восемь штыковых, огнестрельных пять. Горькую обновушку другу шила я. Любит, любит кровушку русская земля», — рассказала главный хранитель фондов музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Ирина Иванова.

Почувствовать предметы эпохи Ахматовой здесь можно не только на ощупь, в музее действуют тактильные экскурсии для слабовидящих, но и буквально вдохнуть впечатления. Для путешествия по четырем комнатам созданы четыре композиции из ароматов. Идея предложенная отделом гостеприимства и волонтерства на столько понравилась, что очень скоро переросла в уникальный формат для всех. Музей не боится экспериментов, поэтому в планах на будущее воссоздать аромат любимых духов Ахматовой, которыми будут благоухать личные вещи поэтессы.

«У нас этого запаха нет, мы бы хотели продолжить работу с тем, чтобы вступить в партнерство с замечательным музеем импрессионизма в Москве, который в то ковидное время открывал выставку, посвященную Юрию Анненкову и там они восстановили парфюм под названием «Идеал»», — рассказала заведующая отделом гостеприимства и волонтерства музея Анны Ахматовой Светлана Прасова.

У хвостатых сотрудников музея своя общественная нагрузка. Своим присутствием они должны дополнять ту ламповую атмосферу и уют, которые всегда царили в Фонтанном Доме. Такова нелегкая судьба музейного бренда. А традиция заводить рыжих котов берет свое начало из истории Иосифа Бродского.

В своих рассказах другу и литовскому коллеге Томасу Венцлове поэт допускал, что после смерти может являться к дорогим людям в виде рыжего кота и просил не прогонять животное. Кто знает, может в виде рыжих и пушистых обитателей в родные пенаты возвращается и неоплаканной тенью блуждает в ночи не только нобелевский лауреат.