Нейрохирурги Северной столицы спасли жизнь трехмесячного ребенка с помощью уникальной для мировой практики операции на мозге. С первых дней своей жизни малыш мучился от непрекращающихся приступов эпилепсии. Медикаментозное лечение не помогало. Вмешательства подобного рода хирурги России делали и раньше, но пациентам в возрасте 5-6 лет.

Пока маленький Арсений не открывает глаз, но изучает охотно знакомится с игрушками. У него даже появилась любимая – голубой мишка. Таким образом малыш наверстывает то, что другие мальчишки уже давно умеют. Он только недавно научился двигать ручками и ножками, держать головку и улыбаться. С первых дней жизни его мучали судороги, которые не прекращались ни на минуту.

«Половина тела была вовлечена в судороги. Это были не прекращающиеся судороги в течении всех 24 часов ежедневно», – рассказала заведующая отделением психоневрологии Детской городской больницы №1 Людмила Щугарева.

У малыша обнаружили редкое заболевание головного мозга. Одно полушарие развивалось не так как должно, что и вызывало эпилептические приступы. Врачи пытались подобрать лекарства, пробовали ввести ребенка в искусственную кому, но и это не помогало. И медлить больше было нельзя. Чтобы спасти мальчика, врачи решились, казалось бы, на невозможное.

В Первой детской больнице каждую минуту спасают жизни. За год в ее стенах выполняют порядка 15 тысяч операций. Но хирургическое вмешательство на головном мозге трехмесячного ребенка – первое в стране.

Операция длилась 6 часов. Детский мозг небольшой и подвижный. Поэтому зафиксировать маленькую голову металлическими рамками, как это обычно делают детям постарше и взрослым – невозможно. Лобные кости слишком мягкие. И чтобы удалить пораженный участок, врачи использовали метод гибридной нейронавигации.

«В этом есть особенность, когда хирург минимально, инвазивно во время операции четко определяет, какую зону можно убрать, какую нельзя. Причем все это происходит в режиме реального времени», – объяснил врач-нейрохирург Александр Иова.

Работу нейрохирургов иначе как ювелирной не назовешь. Они, если говорить простым языком, они сумели отсоединить все пути связи пораженного полушария от здорового.

«Мозг не может развиваться, будучи в постоянной электрической буре. Теперь этой бури нет, и задача здорового полушария головного мозга – взять на себя всю функцию. И мы знаем по данным литературы и имея свой опыт, что это происходит в значимой степени. Полушарие в состоянии взять основные функции, если не все», – рассказал врач-нейрохирург Даниил Козырев.

Сложную операцию выполнили почти два месяца назад, но только сейчас, когда поняли, что ребенок идет на поправку, врачи Первой Детской больницы решились рассказать о своем опыте. Он, как считают эксперты, может стать наглядным пособием для коллег.

«Непосредственно принимали участие в консилиумах, которые собирались не один раз. Подготовка была на разных уровнях – даже в какой операционной проводить операцию, в какой реанимации он будет находиться, в каком отделении он будет после операции. Все это просчитывалось по мелочам, потому что ошибки не должно было быть. Мы относительно пионеры по возрасту. Не по операции, а по возрасту данного ребенка», – объяснил врач-нейрохирург Евгений Крюков.

Малыша уже готовят к выписке. По прогнозам врачей, у юного петербуржца впереди самое настоящее детство, новые успехи и достижения.