Впервые в России. Двойное слепое прослушивание скрипок современных мастеров состоялось на берегах Невы. Это ключевое событие V Всероссийской выставки скрипичных мастеров, которая проходит в Шереметевском дворце. По словам профессионалов, объективно оценить качество звучания струнного инструмента можно именно таким способом — закрытыми глазами.

Очки светонепроницаемые. Скрипку музыкант только осязает и слышит. Комиссия оценивает звучание, находясь за ширмой. Фактор узнаваемой руки мастера исключён из критериев оценки. Инструмент заявляет сам о себе. Это и называется — двойное слепое прослушивание.

«Процесс очень живой. Даже, можно сказать, интригующий. Потому что начинаешь с инструментом работать, а он вообще не работает. Потом — раз! И начинает работать ни с того, ни с сего. Самое первое впечатление от инструмента начинается с его настройки. Насколько это быстро возможно сделать… Насколько это удобно сделать», — отметил эксперт-исполнитель, солист заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Илья Козлов.

По-настоящему инструмент зазвучит, когда музыкант сроднится со скрипкой, говорят профессионалы. Но как и всё остальное, красивый тембр познаётся в сравнении.

«Растропович говорил, что дайте мне современную виолончель, и на ней буду играть так же абсолютно. Никто не узнает, что играю на современной виолончели. Но если я первое отделение буду играть на итальянской своей виолончели, а второе на современной, тогда все узнают разницу», — сказал председатель экспертной группы, народный артист России, заведующий кафедрой скрипки и альта Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, художественный руководитель камерного оркестра «Солисты Санкт-Петербурга» Михаил Гантварг.

В России нет специального образования в скрипкостроении. Именно так называют процесс изготовления этого смычкового инструмента. Мастер по зову души методом проб и ошибок исследует тонкости ремесла, чтобы добиться неповторимого звучания.

В массовом производстве в советское время эталоном служила скрипка итальянского мастера-виртуоза Антонио Страдивари. Алексей Львов, автор музыки гимна «Боже Царя храни», изображён именно с этой скрипкой. Шедевр, маэстро!

Некоторые инструменты Страдивари из так называемого золотого периода мастера стоят миллионы долларов. Российские скрипичные мастера сегодня тоже равняются на шедевры мирового искусства, на высокие стандарты, заданные итальянским гением.

«Время как раз покажет. Потому что Страдивари и Амати — это всё-таки по прошествии нескольких столетий. Будем надеется, что мы найдём какого-то Страдивари современности, и он, может быть, прославится от этого», — скрипичный мастер и реставратор, художественный руководитель выставки Рафаил Ароев.

Перспектива заманчивая для настоящих мастеров скрипичного дела. Ну, а победители сегодняшнего конкурса — три лучшие скрипки из 20 прозвучат в вечернем концерте в красивом зале Шереметевского дворца.