«Мюзик-Холл» свернул свою творческую деятельность в историческом здании на Петроградской стороне. У артистов начинается кочевая жизнь, а в их родном театральном доме в Александровском парке — масштабная реконструкция. От подвалов до стеклянного купола — в здании всё нуждается в обновлении. Проблемы копились годами, и некоторые разрослись до угрожающих безопасности масштабов. Тормозили они и развитие самого театра. Творческую фантазию на взлёте могли убить устаревшие механизмы на сцене и невозможность экспериментов в духе цифрового 21 века. То, что «Мюзик-Холл» недавно сменил название и стал Петербургским государственным музыкальным театром имени Шаляпина, будем считать первым изменением и хорошей приметой.

Репетицию концерта «Империя классики» в последние дни перед переездом оркестр музыкального театра «Северная Симфония» проводит в не совсем обычных местах. В коридорах, в холле, у гардероба.

И грохот демонтируемых декораций. В этот раз их разбирают не потому, что спектакль отыграл сезон. Театр съезжает из родного дома на три продолжительных года ремонта, в котором историческое здание нуждалось много лет. Проект реконструкции называют очень амбициозным. Работы предстоят уникальные по своему масштабу и идее. Интерьеры по проектной задумке должны измениться до неузнаваемости, но главная задача — расширить полезную площадь. И если до реставрации территория здания — 15,5 тысячи квадратных метров, то после она увеличится до 20.

Как и сам театр начинается с вешалки, так и его реконструкция начнётся с гардероба. Эта одна из самых наболевших точек «Мюзик-Холла». Во время аншлагов здесь выстраивалась очередь такая, что занимала всё пространство и даже выходила на улицу. Во время реконструкции все гардеробы перенесут на цокольный этаж, его построят в качестве дополнительного помещения.

Там же разместится один из репетиционных залов. Второй, идею подсказал худрук театра Фабио Мастранджело, под хрустальным куполом здания. В зале улучшится акустика, а на сцене оживут заброшенные механизмы. Трюм под сценой, который сейчас больше напоминает музей уникальных арт-объектов, зашумит современной и полностью автоматизированной техникой. Оркестровая яма наконец-то вместит в себя полный состав музыкального коллектива. А на современной сцене можно будет творить настоящую магию театра.

«У нас нет подъёмно-опускных механизмов, которые бы могли нам позволить совершить перемену декораций на сцене. То есть какая-то сцена уходит, и поднимается что-то другое — то, что смонтировано, естественно, не на глазах у зрителя. У нас нет поворотного круга, мы не можем сделать никаких чудес, у нас нет люков-провалов. А вы понимаете, как это важно для режиссёра, чтобы какой-то герой неожиданно исчез или появился», — отметила директор Санкт-Петербургского государственного музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина Юлия Стрижак.

«Яма будет двигаться на уровне сцены, когда играем симфонический концерт. И, конечно, для балета пол будет 100% абсолютно ровным. То, чего у нас сейчас нет. Поэтому очень опасно. У нас героически ребята танцуют, потому что они не боятся, что там есть какие-то ямы», — сказал художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина Фабио Мастранджело.

При этом все метаморфозы КГИОП разрешает строго в рамках статуса объекта культурного наследия. Под охраной только то немногое, что осталось после множества реконструкций, произошедших за всю, более чем вековую историю здания. По новому проекту интерьеры здесь должны заблистать великолепием, блеском и роскошью начала 20 века, как это задумал архитектор Григорий Люцедарский. Дух арт-деко и особую эстетику эпохи джаза дополнят роскошные люстры, мебель и другие предметы убранства. Обстановка будет под стать музыкальному спектаклю «Великий Гэтсби» из репертуара театра.

«Архитекторами предложен стиль арт-деко, который соответствует началу века, когда было построено это здание. Нас это полностью устраивает, это роскошный стиль, который позволяет продемонстрировать и вкус, и создать небанальные интерьеры», — поделилась директор Санкт-Петербургского государственного музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина Юлия Стрижак.

Репертуар музыкального театра изменился ещё задолго до того, как поменялось его название. Привычное для петербуржцев «Мюзик-Холл» сменилось на «Музыкальный театр имени Шаляпина» в начале юбилейного года великого русского баса. А сценический контент — с приходом главного творческого вдохновителя, итальянца Фабио Мастранджело. Маэстро уверен, что новый современный зал станет русским «Ла Скала» в Петербурге.

«Повторять Мариинский или даже Михайловский театр не стоит. Нам стоит придумать театр, где акцент идёт на самые разные жанры. Симфонические концерты, камерные, джазовые, мюзиклы, оперы, оперетты и так далее. Всё то, что бывает в Европе», — подчеркнул художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина Фабио Мастранджело.

На время трёхлетнего закрытия театр будет размещён на разных площадках. Только костюмный и бутафорный цеха вывозятся по 13 адресам. Но это вовсе не значит, что культурная его жизнь замрёт. Пусть даже в непростых условиях, коллектив планирует поставить две премьеры на сценах Эрмитажного театра и ДК Горького. А самое громкое представление в театре обещают в день открытия после реконструкции. Возможно, к этой дате в Александровском парке рядом с обновлённым зданием появится ещё и памятник Шаляпину, закладной камень в основание которого был установлен ещё в конце прошлого века.