На Финляндском вокзале сегодня торжественно встречали ретро-поезд. Реконструкция посвящена 80-летию со дня прибытия первого после прорыва блокады состава и открытия регулярного железнодорожного движения. Прямого сообщения с Ленинградом до февраля 1943 не было полтора года. Для жителей это была настоящая дорога победы, хотя до самой победы было ещё далеко. Каждый рейс проходил под обстрелами и был равен подвигу. С отступлением холодов пути начало размывать — рабочим приходилось постоянно укреплять конструкции. И благодаря усилиям железнодорожников к концу 1943 года в осаждённый город прибыло более трёх тысяч составов с продуктами и боеприпасами.

Сегодня всё, как тогда, в далёком 43-ем, когда ленинградцы со слезами на глазах встречали первый поезд с «Большой земли».

Это — ретро-состав. Паровоз 1929 года постройки и вагоны-теплушки. В таких во время войны перевозили красноармейцев. Тот грузовой поезд был с продовольствием, он доставил в осаждённый Ленинград 800 тонн сливочного масла. Благодаря регулярному железнодорожному сообщению к концу февраля хлебный паёк сравнялся с московским. А весной по карточкам начали выдавать мясо и крупу.

«Самое главное, что это была надежда. Поезд, наконец, прошёл — и мы не оторваны от «Большой земли» . Ведь понимаете, когда прорыв произошёл… Ну, мы его не видели. А поезд, когда пришёл – вот это уже настоящий прорыв, значит, мы не одни!» — поделилась руководитель общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» Елена Тихомирова.

Если для ленинградцев первый поезд был сравним с чудом, то для железнодорожников это было подвигом. После успешного проведения операции «Искра» они в рекордные сроки, всего за несколько недель, проложили путь вдоль южного побережья Ладожского озера. Строили дорогу в основном женщины. Им приходилось работать в сильный мороз под непрерывным огнём противника.

«То, что мы сегодня отмечаем 80 лет с момента прибытия первого поезда, это большая память, которая нам достаётся. Я от имени губернатора Александра Беглова хочу поздравить и поблагодарить работников Октябрьской магистрали за сохранение этой памяти», — сказал вице-губернатор Санкт-Петербурга Кирилл Поляков.

Временную ветку от станции «Поляны» до Шлиссельбурга железнодорожники называли «коридором смерти». Дорога постоянно обстреливалась. За время работы пути и линии связи были разрушены более тысячи раз.

«Блокада будет полностью снята только через год. Многие ленинградцы поняли, что жизнь будет продолжаться, и ни за что не покорить этот гордый город, гордый народ, который здесь жил и продолжает жить», — подчеркнул начальник Октябрьской железной дороги Виктор Голомолзин.

Из Ленинграда составы везли продукцию оборонных предприятий, а потом, когда путь стал безопаснее, эвакуировали людей. Для ленинградцев эти 33 километра стали «Дорогой Победы».