Сказочные образы за тысячу лет истории Руси: Сорока-Белобока, Потапыч, Колобок и другие герои представлены в Петербургском музее кукол. Там открылась выставка декоративно–прикладного искусства «Рукотворное чудо». В экспозиции всем знакомые персонажи из сказок, которые, как говорят художники, на самом деле хранят в себе древне-русские традиции и символы. Какие именно, узнала Светлана Бахчиванжи.
Потапыч, Баба-Яга, Лисичка-Сестричка, Мышка-Норушка. Эти герои сказок, пожалуй, знакомы каждому малышу и взрослому. Но на самом деле в поучительных историях, говорят художники, сокрыты старинные традиции наших предков. Например, Сорока-Белобока – это гостеприимная русская хозяйка и мастерица на все руки, а в сказках про Колобка и Репку и вовсе сокрыты языческие обряды.
«Колобок представлен в виде светила, луны, от которой в древней сказке «Колобок» звери откусывали по кусочку, такой астрономический смысл сказки, очень глубокий. В сказке Репка тоже есть глубокий астрономический смысл вытягивания из земли такой большой репки. Это не репку тянули на самом деле из земли, это понимание земного светила – солнца», – рассказала Инга Соколова.
Выставка «Рукотворное чудо» объединила работы трех художников. Евгений Надеждин – последние пять лет посвятил столярному делу. Его сказочные терема с резными крыльцами, многоуровневыми башенками и гульбищами – так в старину называли террасы, поражают количеством деталей. Так для кровли макета храма Егория Страстотерпца, которая сгорела в XVII веке, мастер вручную вырезал пять тысяч деревянных черепиц.
«На всех церквях в те времена крыши крылись, когда не имели плоскую поверхность, они крылись лемешками. Верх уникальный, таких почти не строили русские плотники: крещатая бочка, затем восьмерик и потом главки. Всего 10 главок», – отметил художник Евгеий Надеждин.
Многие технологии древнерусского строительства утеряны. Макеты древних церквей автор воссоздает по научным книгам, в которых сохранились чертежи старинных храмов. Петербурженка Надежда Сулейкина не один десяток лет пытается освоить древнерусское искусство. Кое-что получается, например, иконы из бересты. А вот как предки плели лапти, которые не промокали, скорее всего уже не узнаем никогда.
«Мы носили лапти берестяные, а их было три вида, и ноги не мерзли», – отметила Надежда Сулейкина.
Петербурженка создает свои образы не только из бересты. Многие картины выполнены из корок апельсина и даже косточек помело. Превращать буквально все в произведения искусства она учит и своих учеников – воспитанников детского дома. Их работы также представлены на выставке. Окунуться в детство и узнать истинный смысл сказочных героев можно до 14 мая.