Испытываете ли вы неприязнь к коллекторам? Оказывается, утвердительно на этот вопрос отвечает чуть ли не каждый второй россиянин. Исследование провел один из сервисов по поиску работы. Опрос также показал, что 79% респондентов выступают за полный запрет коллекторской деятельности. Кстати, в Госдуму внесён такой законопроект. Но есть ли практический смысл в табу на коллекторов? Их называют санитарами финансового рынка. За ними тянется огромный шлейф криминальных и полукриминальных историй по выбиванию долгов. Репутация, как говорится, подмочена. Но времена меняются. И коллекторские агентства на вполне законных основаниях сейчас считаются частью финансовой системы.

Люди берут кредиты в больших количествах, часть заёмщиков перестаёт платить, и в дело вступают профессиональные взыскатели долгов.

С одной стороны — кредиты многим помогают с покупками. С другой стороны — если по разным причинам перестать платить, то в дело вступит сторона третья. Их так и называют в документах — «уступка права требования третьей стороне», то есть, коллекторам. Подобных компаний сотни, и полученным правом требовать они пользуются по разному.

«Начались звонки и очень много звонков, смс, вотсап. После нового года начались угрозы вплоть до того, что детей могу не встретить со школы, что они будут до конца жизни расплачиваться», — рассказывает Елена.

Психологическое давление — многие, кто сталкивался с взыскателями лет 10 назад, скажут, мол вы ещё легко отделались. Раньше людей реально преследовали, портили имущество, угрожали физически. После того как работу коллекторов стал регулировать 230-й федеральный закон — им официально можно только звонить, да и то по графику, ну или идти в суд.

«Коллекторы в МФО после буквально нескольких дней просрочки очень активно звонят. В течение первых дней их задача — постараться коммуницировать и получить деньги. Могут даже на работу звонить или прийти», — рассказала Юлия Комбарова, юрист.

Вообще, звонить родственникам как бы нельзя, но с учётом того, что даже за угрозами нет, что называется, личного контакта, на это пытаются не обращать внимания. А вот раньше коллекторы пытались не просто приходить и угрожать, а оформляли непонятные документы и пытались давить на юридическую неграмотность людей и чуть ли не выселять из квартиры.

Сейчас такие ситуации крайне редки. Юристов, работающих против коллекторов, огромное количество, людей учат правильно общаться, правда, тоже за деньги. Также огромную популярность набирает услуга переадресация.

Интересно, как общество подстраивается к реалиям. Появляется целый ряд блогеров, которые общение с коллекторами возводят в ранг шоу. Подключив переадресацию, они принимают звонки, шутят, а порой и вовсе насмехаются над коллекторами. Порой это выглядит забавно, но только ни коим образом не влияет на уменьшение долга конкретного человека.

Некоторые показывают лица и даже добавляют визуальные эффекты к роликам, кто-то говорит за кадром. Параллельно все называют себя юристами и обещают помочь клиентам с банкротством. Главный аргумент — от ваших звонков ничего не изменится, коллекторов отправляют на три буквы — в суд.

Но по-настоящему судится не всегда выгодно, в таких случаях считают даже стоимость бумаги для заявления и поездок в суд. Проще задолженность списать. Особенно крупным банкам и организациям. После временного запрета на коллекторскую деятельность на новых территориях по всей стране прошли опросы и они показали, что с какой стороны не посмотри, а люди хотели бы, чтобы та самая третья сторона исчезла везде.

Но возникает вопрос, как тогда долги возвращать, не начнётся ли хаос.

«При определённых поправках и инициативах приставы могут быть наделены дополнительными полномочиями для взыскания, и даже можно проработать их заинтересованность в этом. Я насколько знаю, у них есть некая система поощрения, но она не покрывает тех издержек, что они несут в процессе», — отметил юрист Алексей Станкевич.

Ещё раз — мы не хвалим их методы и не призываем не платить кредиты, у каждого должника своя история и свои причины. В своё время кредиты выдавали всем, ещё займы 10-15 летней давности не все закрыли. По данным на прошлый год, общая сумма долгов — более одного триллиона рублей. Менее 5% процентов суммы — это ипотека, то есть, не отдают, как правило, маленькие кредиты.