Хрупкая женщина – хранительница ценностей Павловского дворца. В музее заповеднике вспоминают в эти дни его директора Анну Зеленову. Именно на ее годы руководства пришлась война и эвакуация художественных сокровищ. Для посетителей открыли рабочие помещения директора музея, в которых она проводила большую часть своей жизни.

Ручка брошенная небрежно, будто писателя отвлекли чем-то очень важным, недокуренная папироса в пепельнице, очки оставленные на документах. Обстановка в кабинете Анны Зеленовой такая, словно хозяйка вышла ненадолго и вот-вот должна вернуться туда, где она провела большую часть жизни. Хранители воссоздали все, как это было при легендарном директоре. И только портрет, написанный художником Леонидом Янушем,еще при жизни Анны Ивановны, украсил кабинет, после того как он стал мемориальным.  

«Она как-то даже не посмела повесить его в этот кабинет. Хотя в кабинете в этом она работала с конца 50-ых. Очень интенсивные работы когда шли. Все дебаты и споры все происходило в этом кабинете», – рассказала ученый секретарь ГМЗ «Павловск», заслуженный работник культуры России Людмила Коваль. 

Ей было всего 28 лет, когда в июле 1941 года Зеленову назначили ответственной за эвакуацию ценностей павловского дворца. Благодаря умелым и своевременным действиям рачительного руководителя удалось спасти большую часть художественных сокровищ. Документы представленные на выставке заставляют поверить, казалось бы, в невероятное. Хрупкая, молодая женщина, которой врачи из-за туберкулеза костей запрещали подолгу ходить, собственноручно заботится о сохранении музейного фонда. Порой отдавая распоряжения даже суровым людям в погонах.

Во дворец Анна Зеленова смогла вернуться только зимой 1944 года, а точнее в то, что осталось от него. Отступая, захватчики уничтожили все павильоны, вырубили парк, взорвали мосты и заминировали территорию. Дворец горел десять дней. Никто не верил, что груду обугленных развалин можно восстановить. Чтобы возродить любимый Павловск еще когда шла война, она добилась возвращения с фронта архитектора. За художником, служившим в рядах НКВД, ездила к Берии.

Фрагменты лепнины дворца она велела выбирать из завалов вручную. Они выставлены отдельно – в соседнем кабинете. Каждый из предметов был промаркирован и включен в план реставрации дворца составленный лично Анной Зеленовой. 

Проект реставрации был полностью подготовлен ею уже в 1944 году. Работы велись так интенсивно – в 1957 году удалось открыть первую послевоенную выставку в частично восстановленном дворце.  

В Павловске бытует мнение, что дворец существует благодаря двум героическим женщинам. Если одна из них – императрица Мария Федоровна, которая построила его, то вторая – дочь простых ленинградских рабочих, которая возродила музей из руин.