Экспонаты начали эвакуировать из Эрмитажа в 1941 году. Чтобы потом быстрее восстановить экспозицию — холсты вынули, а рамы оставили висеть на стенах.
К апрелю 1942 года большую часть ценностей вывезли, а те, что не успели, сотрудники перенесли в подвал. Весной там прорвало канализацию и перед работниками встал очередной вызов — спасти экспонаты от воды.
Как рассказала заведующая отделом рукописей и документального фонда Государственного Эрмитажа Елена Соломаха, сотрудникам музея приходилось в кромешной тьме руками доставать фарфоровые чашки из ледяной воды и переносить их на первый этаж в античные залы. Они справились с этой непростой задачей.
Сотрудников оставалось мало. Как писал один из научных руководителей музея Павел Губчевский, это была «армия старушек». Многие попросту не справлялись с тяжелыми грузами. Однажды на помощь привели только что приехавших из Сибири молодых курсантов.
«Когда они закончили свою работу, в благодарность за это Павел Филиппович провел им экскурсию по музею. Как он сам потом говорил в интервью газете «Смена» — это была экскурсия-реконструкция», — поделилась Елена Соломаха.
Для Губачевского пустые рамы были обозначением существующих картин. Он видел внутри рам полотна во всех подробностях. Благодаря талантливому рассказу Губачевского студенты смогли прочувствовать шедевры, которых раньше никогда не видели.
Ранее телеканал «Санкт-Петербург» рассказывал, как работала филармония в годы блокады.