Министерство культуры передало Российскому этнографическому музею исторические ценности, изъятые на границе и у чёрных копателей, то есть тех, кто ведёт раскопки незаконно. Коллекцию пополнили 18 предметов: это старинные кресты и иконы. Некоторые уникальны — подобных в собрании музея ещё не было.

Бронзовый нательный крест 17 века три года назад изъяли у чёрнокопателей в Архангельской области. Такой носили женщины-старообрядцы. Хотя, говорят искусствоведы, эта форма возникла незадолго до раскола православной церкви.

«А мужчины-старообрядцы носят крест, правда, он маленький. Вот сравните: вот такой прямой крест, совершенно прямоконечный. А этот крест изначально прямоконечный в основе, но он сразу же был отлит с обрамлением по периметру в виде вазона», — рассказал научный сотрудник отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея Александр Островский.

Они могли навсегда кануть в лету и оказаться в какой-нибудь частной коллекции. Например, старинные иконы в разные годы были конфискованы при попытке незаконного вывоза на таможенных постах в Пулково, в Ленинградской области и соседних регионах.

«Были задержания с возбуждением уголовного дела в Псковской области, псковские таможенники задержали при попытке вывоза иконы Тихвинской иконы Божией Матери, там было возбуждено уголовное дело, и человек получил срок три года», — отметил руководитель Управления Министерства культуры РФ по Северо-Западному федеральному округу Андрей Ермаков.

Экспертами была подтверждена подлинность и историко-культурная ценность всех предметов. Некоторые из них, отмечают музейные хранители, крайне редкие. Как, например, ставротека — она характерна старообрядческим традициям. Меднолитой киотный крест врезан в деревянную основу и дополнен иконописью.

«Далеко не всегда ставротеку дополняли ещё и иконописным сюжетом, как в данном случае. В нижней части мы видим «Богородица Знамение» — это древнерусский образ. Интересно, что он возник раньше, ещё до раскола русской православной церкви. Он дополняет и как бы возвышает этот старообрядческий крест», — подчеркнул научный сотрудник отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея Александр Островский.

«Есть интерес к старообрядческим предметам. И эта коллекция у нас изучается и пополняется, и собирать её очень сложно. Это закрытые сообщества, с которыми установить контакт очень сложно, и требуется много лет работы, доверия», — поделилась директор Российского этнографического музея Юлия Купина.

Есть и более поздние иконы, не относящиеся к страрообрядчеству. Например, «Воскресение Христово», где римский воин враждебно направляет на Спасителя меч. Примечательно, но специально изготовленный в 19 веке для иконы оклад как бы «редактирует» пришедший из католичества редкий извод сюжета.

Коллекция Этнографического музея пополнилась 18 старинными предметами. Когда петербуржцы смогут увидеть религиозные раритеты, в музее пока не говорят. Часть из них предстоит отреставрировать и изучить. Это может занять несколько лет. Однако, заверили специалисты, новинки собрания можно будет увидеть онлайн после их оцифровки.