В исторических стенах Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова скоро снова зазвучит музыка. В том, что это случится через год, нет почти никаких сомнений. Подрядчик приступил к новому этапу реставрации.

Звуки непрекращающейся стройки на объекте — это тоже хороший знак. Памятник федерального значения на Театральной площади уже 8 лет в состоянии ремонта. И вплоть до 2020 года его уставшие от времени стены сотрясали в основном только скандалы, за которыми следовала смена подрядчиков. Понадобилось вмешательство высшего руководства страны, чтобы всё это прекратить. Теперь, наконец, известно не только, как будет выглядеть здание в деталях, но и когда там состоится первый концерт.

За семь лет подрядные и курирующие организации на площадке менялись одна за другой, сдвигались сроки. Работы сопровождались громкими скандалами, хищениями и уголовными делами, а состояние здания приблизилось к аварийному. В высших эшелонах власти работу недобросовестных подрядчиков сравнили с вандализмом. За судьбу многострадальной консерватории вместе с неравнодушными петербуржцами переживал и один из знаменитых выпускников музыкального вуза Валерий Гергиев, который возглавил комиссию по оценке творческой части реставрации.

Из-за недобросовестных подрядчиков с 2014 года консерватория никак не избавится от строительных лесов. В 2020 году на ситуацию обратил внимание президент Владимир Путин, и правительство скорректировало сроки федерального финансирования. В сентябре 2021 года на федеральный объект пришел новый подрядчик. К началу года нынешнего ему удалось завершить один из важных этапов реставрации. На фасады культурного долгостроя вернули порядка двух тысяч отреставрированных элементов декора из гипса и терракоты. Заручившись поддержкой комитета по охране памятников, с нового года специалисты приступили непосредственно к строительным работам.

«На текущий момент выполняются работы по замене стропильной системы кровли с деревянной на металлическую. Ведутся подготовительные работы под монтаж светопрозрачной конструкции кровли над дворами. Выполняется устройство и усиление фундаментов», — сказал Вячеслав Иванов, руководитель проекта единого заказчика в сфере строительства.

В КГИОП поддержали корректировки в проекте реставрации. Благодаря им в отапливаемой территории под кровлей после ремонта можно будет не только разместить инженерную технику, но и оборудовать помещения для проведения занятий. Открытия, без которых не обходится ни одна реставрация, в консерватории уже произошли. Во время расчистки стен в одном из помещений под слоями краски и обоев была обнаружена уникальная церковная живопись. Там, где в 30-е годы прошлого века были оборудованы шесть репетиционных классов, было единое пространство с высокими окнами и сводчатым потолком. Выяснилось, что домовая церковь была спроектирована и построена здесь в 1890-х годах. В результате масштабных научных исследований, проходивших в Петербурге, Москве и Ростовской области, удалось выяснить, что роспись принадлежит кисти известного мастера жанровых и исторических картин середины XIX века Андрея Рябушкина.

«Эскизы для этого храма делал Рябушкин, а исполнял Беляев. Беляев — это тот художник, который делал основные картины для мозаики Спаса на Крови. То есть, у нас есть аналог близкой живописи и близкий по стилю», — рассказал Анатолий Мельников, художник-реставратор.

Восстановленная роспись домовой церкви будет точной копией исторической, уверяют художники реставраторы. Некоторые участки живописи неплохо сохранились. Они останутся подлинными. Достичь стопроцентной идентичности помогут и снимки интерьера, найденные в архивах консерватории, датируемые 1901 годом.

«Всё, что есть по крайней мере на этой фотографии, мы копируем максимально близко к самой фотографии. Были убраны все искажения перспективные, и при хорошем разрешении соблюдены все детали, силуэты, иконография. Участки живописи, которые не вошли в этот кадр, они воссоздаются по описаниям письменным, по эскизам», — рассказала Мария Карпова, художница.

После окончания реставрации планируется проводить здесь занятия по церковному пению. А храмом искусств станет зал Рубинштейна, названный в честь первого руководителя консерватории. Для улучшения в нём акустики он обретет форму подковы.

«Изменение подковообразной формы позволит создать здесь технологии переменной акустики. Переменная акустика позволяет в каждой точке зала слышать одинаково хорошо как классическую, так и современную музыку. И конечно же, гости консерватории, её студенты и преподаватели, смогут по достоинству оценить новшества, которые мы делаем в рамках проекта», — пояснил Сергей Рыбак, представитель подрядной организации.

Зал Рубинштейна — сердце консерватории. Его вернут к дореволюционному облику, но с современными устройствами. Именно здесь будет дан первый праздничный концерт по случаю окончания масштабной реставрации.

Поправки в проект разрабатывали в контакте с ученым советом консерватории. Всем вместе пришлось подумать, как увеличить полезную площадь. Так было принято решение перекрыть внутренние дворики светопрозрачной конструкцией и оборудовать их под общественные пространства. В начале следующего года, как обещают, рабочие инструменты в здании сменят на музыкальные. В родные пенаты возвратятся студенты, которые на время затянувшегося ремонта ютятся в соседнем здании. А вместе с ними в стены консерватории наконец вернется искусство, начало которого было положено классиками русской музыкальной культуры.