Хрупкая мода. Выставка ведущего художника Императорского фарфорового завода Татьяны Чапургиной открылась в Петербурге. Изящный керамический материал Татьяна переносит на ткани — она первая в мире создала коллекцию фарфоровых платьев. В экспозиции также представлены ожерелья из тонкого фарфора, расписанные вручную сервизы и вазы.
Четыре года назад работы автора выставлялись даже в Эрмитаже. Но каждый раз, отмечают и зрители, и критики, в экспозиции находят для себя что-то новое. Ведущий художник Императорского фарфорового завода — она смогла своё искусство сделать пластичным. Узоры на чашках и вазах стали узорами на ткани — это ноу-хау.
«Это как бы очень тонкие фарфоровые пласты, которые компонуют вместе, и они превращаются в ткань. Шёлковая основа, и на шёлковую основу пришиваются тысячи маленьких фарфоровых деталей, которые были расписаны до этого», — рассказала заслуженный художник РФ Татьяна Чапургина.
Это Татьяна по скромности своей ещё не сказала, что при обжиге подглазурная роспись может поменять цвет, поэтому работа с фарфором всегда — лотерея, кроме того, не все кусочки удаётся просверлить микроскопическим сверлом, некоторые раскалываются. Ну, и самое главное — всё это нужно ещё придумать. Рисунок, который будет на самом изделии, и рисунок, в который будет складываться этот мудрёный пазл.
«Я чувствую себя замечательно, хорошо, я чувствую себя модно, интересно. Я думаю, что у нас есть художники, которые достаточно быстро генеральному директору восполнят запас разбитых ювелирных украшений», — отметила генеральный директор Императорского фарфорового завода Татьяна Тылевич.
Вес у такой ткани небольшой, хрупкость — низкая. Вообще костяной фарфор разбить ещё надо постараться. Поэтому уникальные ожерелья нарасхват.
Но, конечно, мастерская — не ателье, ровно как и посуда, расписанная мастером — не очень-то для чаепития. Разве что совсем для почётных гостей.
«Фарфоровые предметы, сделанные Таней, они выводят, конечно, фарфор из сферы привычных интересов. Потому что это не посуда, это совсем другое. Таня очень смелый художник. И в её работах, по-моему, какой-то мощнейший заряд жизни», — поделилась старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции современного фарфора, куратор выставки Инна Майстренко.
Заряд жизни на платьях, ожерельях и, конечно, на сервизах и вазах. На выставке есть работы в технике батик — с неё мастер некогда начинала. Уже сейчас художник работает над возможностью декорировать такой фарфоровой тканью антикварную мебель. Её, обещают, выставят будущей осенью на большой персональной выставке в Москве, в Царицыне. Из более далёких планов — попробовать украшать такой тканью целые пространства, включая стены и потолок.