«Артерии Победы». В Музее железных дорог России сегодня открылась выставка, посвящённая началу движения по Дороге победы. После прорыва блокады Ленинграда по узкой полосе болот у линии фронта началось строительство линии Шлиссельбург — Поляны. Этот участок назвали «Коридором бессмертия». Из-за постоянного обстрела фашистами поезда могли передвигаться только ночью с притушенными огнями, а ремонтировать железнодорожное полотно приходилось по несколько раз в день.
Нина, Маша и Андрей учились в одной школе. Дружили и в студенческую пору. Но вот на танцах ребята узнают, что началась война. Реконструкцию людских судеб в 40-е годы представили актёры петербургских театров. Свой иммерсивный спектакль они показали на открытии выставки «Артерии Победы» в Музее железных дорог России. Экспозиция посвящена 80-летию прорыва блокады и началу движения по Дороге победы: ветке Шлиссельбург — Поляны.
«Символично название выставки. Железные дороги были, есть и остаются артериями жизни для всей страны. Для Советского Союза и Российской Федерации. Мы знаем эту роль и место, которое сегодня занимают железные дороги, поэтому действительно это артерия была артерией победы, артерией жизни для тех людей, которые находились и обороняли город в те непростые годы», — отметил вице-губернатор Санкт-Петербурга Кирилл Поляков.
33-километровый путь с тремя мостовыми переходами, в том числе через Неву, построили всего за 17 дней после разрыва блокадного кольца. Магистраль спасла тысячи ленинградцев. О подвиге железнодорожников рассказывают уникальные артефакты эпохи — награды, образцы формы и оружия, а также личные вещи, найденные на местах сражений. Экспозицию разместили в ретро-составах.
«Первый поезд 7 февраля 1943 года прибыл на станцию Санкт-Петербург на Финляндский. С маслом. Это как глоток свежего воздуха, и тогда ленинградцы поняли, что победа уже не за горами», — рассказал начальник Октябрьской железной дороги Виктор Голомолзин.
Историю подвига путейцев вплели в повествование спектакля. Судьбы главных героев сложились по-разному. Андрей уходит на фронт. Маша как выпускница медицинского института становится врачом санитарного поезда, а Нина остаётся в осаждённом Ленинграде. Позже после прорыва блокады она будет работать на той самой Дороге победы.
Роль светофоров по ходу пути выполняли вчерашние школьницы. Через каждые три километра они стояли с сигнальными огнями несмотря на бомбёжки. Каждый третий работник паровозной колонны не вернулся домой.
Маша погибла. Её подруга Нина тоже не пережила войну. Только Андрей, который волею судеб сделался помощником машиниста одного из составов на Дороге победы, чудом уцелел. В мае 1945 он с горечью вспоминает на перроне милых сердцу подруг.
«Очень часто мы не ценим время, в котором живём, людей, которые рядом с нами, и понимаем то, что всё упущено только тогда, когда уже вернуть ничего нельзя. И главная идея спектакля: цените каждый миг своей жизни, потому что в любой момент она может закончиться», — подчеркнула режиссёр спектакля и автор сценария Неля Мурсалимова.
И хотя спектакль ограничен всего двумя показами, которые прошли один за другим, всё же организаторы обещают гостям выставки удивительные сюрпризы и не менее атмосферные представления. Экспозиция открыта до июня.