Осколок снаряда, как центральный экспонат. К 80-й годовщине прорыва блокады Ленинграда в Эрмитаже открылось сразу две выставки. Во время войны музей серьёзно пострадал. Большие повреждения получили Малый тронный и Гербовый залы. Но несмотря на бомбардировки, научная жизнь в музее не прекращалась. А спасались от обстрелов в подвалах Зимнего дворца. В этих помещения до 42 года проживало около 2 тысяч сотрудников музея, ученых и деятелей культуры. 

Экспозицию в Гербовом зале называют «Последний снаряд». Дело в том, что в годы блокады всего в здания Эрмитажа их прилетело три десятка. Осколок одного, попавшего сюда зимой 1944-го, и стал главным экспонатом.

«Вот этот, стоящий здесь, довольно хорошо всем знакомый осколок снаряда. Манеж Малого Эрмитажа. Как вы знаете, он весь так реставрирован, чтобы следы снаряда остались. Они там есть», – рассказал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

С блокадным артефактом посетителей экспозиции генеральный директор Эрмитажа знакомит лично. Сегодня Михаил Пиотровский анонсировал череду выставок и, что довольно необычно для музея, инсталляций, посвящённых прорыву блокады и полному освобождению города на Неве.

«Мы показываем и рассказываем о конкретных вещах. Следующий год у нас будут небольшие выставки-события в тех местах, где снаряды попадали в Эрмитаж, Зимний Дворец», – отметил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

По словам Михаила Пиотровского, Эрмитаж – это ещё и музей блокады. Те 872 дня, безусловно, отразились и на его судьбе. Но даже в самые сложные годы здесь организовывали выставки и устраивали заседания – словно назло воздушным тревогам. 30 снарядов и 2 авиабомбы попали в музейные здания. Последствия запечатлел фоткорреспондент «Комсомольской правды», москвич Борис Кудояров.

«Во время войны все фотоаппараты у населения изымались, и снимать могли только военные корреспонденты. Но это не единственная память об этом зале. Потому что в 1942-м году, в марте, сюда направлено 5 художников, которые должны были запечатлеть «ранения» Эрмитажа», – рассказала заместитель заведующего научным архивом рукописей и документального фонда Государственного Эрмитажа Елена Соломаха.

Ещё одну экспозицию, посвящённую блокаде, разместили в подвалах Эрмитажа. Это те самые бомбоубежища, где до 42-го года жили около двух тысяч ленинградцев: отказавшиеся от эвакуации работники музея с семьями, учёные, деятели культуры. Один из них – архитектор Александр Никольский. На своих рисунках и гравюрах он изобразил быт обитателей бомбоубежищ. На своде подвала кто-то тогда написал эту фразу на латыни. В переводе: «Не трогай моих чертежей!» По легенде, знаменитый Архимед ответил так солдату, требовавшему прервать научную работу. Но сотрудникам Эрмитажа во время блокады приходилось отвлекаться от науки.

«Нужно было защитить и те экспонаты, которые оставались в музее. В течение довольно короткого времени нужно было перенести с третьего и второго этажей всё, что там находилось, на первый этаж и спрятать в подвалах. Вторая задача, стоявшая перед музеем, – нужно было защитить само здание», – отметила заместитель заведующего научным архивом рукописей и документального фонда Государственного Эрмитажа Елена Соломаха.

В следующем году, к 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, в подвале Эрмитажа начнёт работу постоянная экспозиция. Она будет рассказывать посетителям, как жил крупнейший музей страны в самые тяжелые годы.