В музее «Полторы комнаты» Иосифа Бродского открылась выставка «ЮЗ». Экспозиция посвящена писателю и близкому другу поэта — Юзу Алешковскому. Он ушёл из жизни в марте прошлого года, а незадолго до своей смерти передал музею свою личную коллекцию, связанную с Бродским. Туда вошли 9 книг с трогательными подписями, посвящёнными ему и его жене Ирине, приглашение на свадьбу и футболка с автографом, оставленная Бродским в подарок друзьям и на память об одном совместном ужине.

Хулиган и главный матерщинник русской литературы — Юз Алешковский. Прозаика и поэта прозвали так за его особый слог. После выхода в 1978 году в Америке скандального альманаха «Метрополь», где наряду с Алешковским были опубликованы авторы, которых не пропускала советская цензура, он решает эмигрировать в США.

«Эта фотография сделана в 79-м году на квартире Юза Алешковского. Здесь собрались его ближайшие друзья, чтобы проводить его за границу», — отметила Юлия Сенина, куратор музея «Полторы комнаты».

Юза провожали в его московской квартире. Там же тогда, в 79-м году, впервые записали его песни. На выставке их можно послушать в авторском исполнении. Из десяти записанных представлены самые популярные, в том числе известная всем «Песня о Сталине».

Новая выставка «ЮЗ» в музее «Полторы комнаты» рассказывает о жизни и творчестве Юза Алешковского через призму дружбы с Иосифом Бродским. Они познакомились уже в США. Жили в разных городах, но часто виделись. Каждый раз, по дороге из Нью-Йорка в колледж, где преподавал Бродский, он заезжал в гости к Юзу и его жене Ирине на котлеты и пельмени.

«И вот однажды он приехал к ним в этой футболке. Сидел, ел пельмени. Жир из пельменей потек у него по пузу. Эти пятна мы до сих пор можем видеть. И Ирина предложила ему в шутку снять эту футболку, расписаться, и в шутку сказал, что эта футболка когда-нибудь окажется в музее. Так это и получилось», — рассказала Юлия Сенина.

Эта дружба была непубличной, искренней. Алешковский собирал автографы Бродского, а тот пригласил Юза на свою свадьбу, которую отметил в кругу близких. У двух друзей был схожий путь — они оба рано бросили школу, не вписывались в общественные рамки, стали известными писателями. Про стиль Юза Бродский говорил: «Он слышит русский язык, как Моцарт».

«В его произведениях много мата, но это тот самый русский язык. Преображенная реальность. Не та грязь, которую мы видим на улице. Это становится серьезным фактом культуры», — отметил Антон Алексеевский, директор фонда музея «Полторы комнаты» Иосифа Бродского.

Не жалея слов, Юз писал обо всем, что происходило в стране и мире. Сарказм и сатира Алешковского, не понятые в СССР, сделали его классиком советского самиздата.