Первый в России музей, посвящённый литературному герою – «Дом станционного смотрителя» в Выре – открылся после реставрации.
Путников он встречает всё той же невероятно реалистичной, хотя и воссозданной по пушкинским текстам атмосферой. Музей хранит её вот уже 50 лет – с момента своего открытия. А реставрация понадобилась стенам, инженерным коммуникациям – в общем, всему, что обеспечивает жизнь музейному комплексу.
Этого дня в музейном комплексе ждали долгих четыре года. За это время специалисты обновили каменные и деревянные постройки, конюшню, ямщицкую, пожарную каланчу, отреставрировали колодец, полностью переложили инженерные сети. Музей XIX века в свой полувековой юбилей обрел инфраструктуру XXI века.
«Наш музей сегодня переживает второе открытие. Музей был открыт пятьдесят лет назад, в октябре 1972 года. И для нас очень важна преемственность в профессиональном плане. Мы за эти четыре года не только отреставрировали все наши четырнадцать объектов, входящих в состав объекта культурного наследия «Дом станционного смотрителя», но и создали новую экспозицию», – рассказала директор Музейного агентства Ленинградской области Леся Колесникова.
«Чистая половина для господ проезжающих». Здесь посетитель неожиданно оказывается в самой повести. Комната была главной для путников девятнадцатого века, останется таковой и для современных гостей. Стол, чернильница, посуда и самовар — такие, какими они были на почтовой станции времен героев Пушкина. Небрежно брошены на лавку сюртук с медалями Самсона Вырина и шинель с папахой гусара Минского. Не хватает только хозяев. Но авторы экспозиции и тут позаботились – поселили в доме их призраков. Вырин, его дочь Дуня и другие персонажи заговорили голосами актеров петербургского театра «На Литейном».
За дверью комната Дуни. Здесь показан девичий быт девятнадцатого века. Декораторы для дочери станционного смотрителя сшили новое платье. Дальше по экскурсионному маршруту комната с аутентичной русской печкой. Ее отреставрировали специально к открытию музея. Это, что называется, предметный комментарий к тексту повести. Тем, кто плохо знаком с сюжетом, здесь же предлагают с ним ознакомиться.
«Согласитесь, тяжело читать повесть и понять ее современному ребенку. Для них не понять, почему Дуня не могла взять с собой отца? Почему она не могла предупредить его, написать письмо? Некоторые спрашивают: «Почему она не могла написать смс?» – отметила научный сотрудник музея «Дом станционного смотрителя» Александра Носкова.
По мнению музейщиков, изучать сложную для школьников повесть «Станционный смотритель» лучше всего в самом музее. Каждому эпизоду повести посвящена отдельная часть экспозиции. Есть даже стенд, где можно работать с литературным текстом, с комментариями литературоведов.
Экспозиции левого корпуса объединены одной тематикой. От этнографии путешествий XIX века до современного устройства дорожного сообщения. В кузнице, конюшне, ямщицкой – тема дорог и возниц в русской литературе. Но это уже современная история музея. В начале двадцатого века, после закрытия почтовой станции, строения отдали пожарной дружине и построили каланчу. А помещение бывшего амбара, которое тогда называлась «шорная», использовали тогда для наказания крестьян.
«Место, в котором на почтовой станции хранился корм для лошадей. Когда почтовая станция перестала существовать, она использовалась как холодная, некоторое СИЗО. И вот, пока они там сидели, они вырезали эти надписи, мы их как раз открыли, увидели во время реставрации», – рассказала заместитель директора по научной работе Музейного агентства Ленинградской области Анна Раппопорт.
На протяжении долгих лет «Дом станционного смотрителя» курировал музей Пушкина на Мойке 12. Его сотрудники оказывали всяческую помощь в создании экспозиции в Выре. Некоторые выставки не только сохранены по сей день, но и актуализированы аудио- и видеосопровождением. Интерактивные экраны и другие новшества позволят еще больше погрузиться в атмосферу дорожного быта XIX века, воссозданную по архивным документам и пушкинской повести.
«Нина Ивановна Грановская была автором концепции, которая была предложена Всесоюзным музеем Пушкина. Значение ее состоит в том, что это первый музей литературного героя – Самсона Вырина, связанного непосредственно с повестью «Станционный смотритель», – отметил директор Всероссийского музея А.С. Пушкина Сергей Некрасов.
Фонд музея сегодня насчитывает около семи тысяч предметов, главный экспонат среди которых – литературный текст повести «Станционный смотритель». Атмосфера музея, по задумке авторов, должна быть пушкинской, а не просто уютом старинного русского интерьера. Солнце русской поэзии, если быть точным, в этом дворе никогда не бывало: станцию построили уже после смерти поэта в 1840-м.