Телеканал «Санкт-Петербург» рассказывает об основных событиях в жизни города, которые произошли 17 декабря в различные исторические периоды.
1796 год
Павел I подписал указ об учреждении особого Фельдъегерского корпуса. Был утвержден его штат –13 фельдъегерей и начальник. Позднее численность корпуса неоднократно увеличивалась. Как правило, сюда набирали военнослужащих из Кавалергардского, Измайловского, Преображенского и Семеновского полков. Интересно, что фельегерская служба стала чуть ли не единственным ведомством, которая пережила все российские исторические катаклизмы, успешно работала при всех властях.
1871 год
В Санкт-Петербурге на верфи «Новое адмиралтейство» заложена первая «поповка» ( так назвали круглый броненосец) «Новгород». В октябре 1869 года работающий контр-адмирал Андрей Александрович Попов обратился в Морское министерство о создании для береговой обороны мощных мониторов, имеющих круглый по ватерлинии корпус, которые наименее подвержены качке и обеспечивают хорошую поворотливость. Позже в Петербурге состоялось «особое совещание» с участием военного министра Д. А. Милютина на котором было решено поручить Николаевскому адмиралтейству построить до 1872 года четыре броненосных корабля береговой обороны. «Поповка» была спущена на воду 21 мая 1873 года в Николаеве, куда в разобранном виде была доставлена по железной дороге. Пресса писала: «Въ 31/4 часа Его Высочество, прибывъ въ адмиралтейство и обойдя уже вполнѣ изготовленную къ спуску поповку «Новгородъ», изволилъ занять мѣсто въ павильонѣ, устроенномъ близъ поповки, на берегу Ингула. Вслѣдъ за симъ было приступлено къ спуску и, въ 25 минутъ 4–го часа, нашъ первый броненосецъ, при звукахъ народнаго гимна, громко привѣтствуемый криками громадныхъ массъ народа, занимавшихъ оба берега рѣки, быстро тронулся по спусковому фундаменту, а минуту спустя уже красовался на водахъ Ингула».
1892 год
В Русском имперском балете состоялась премьера последнего балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик». Заказ на двухактный балет Чайковский получил в 1890 году от дирекции Императорских театров.
Первые отзывы некоторых критиков были негативными: «Трудно представить себе что-нибудь скучнее и бессмысленнее «Щелкунчика», «Для танцовщиц в балете было весьма мало, для искусства – ровно ничего. Даже музыка оказалась довольно слабою», «Невообразимая по безвкусию постановка». Однако большинство с восхищением приняли балет. Среди них был Александра Бенуа. Он отмечал: «Государь был в восхищении, призывал в ложу и наговорил массу сочувственных слов. Постановка… великолепна и в балете даже слишком великолепна – глаза устают от этой роскоши». После премьеры балет закрепился в репертуаре Мариинского театра больше чем на 30 лет. Кстати, деревянный человечек с гротескной челюстью Щелкунчик появился в Саксонии. По сохранившийся легенде, в районе Рудных гор жил злой богач, который не хотел тратить силы на расколку скорлупы фундука и объявил конкурс на лучшее приспособление для этого. Солдат предложил стрелять по орехам из мушкета, плотник – пилить их пилой, а резчик по дереву сделал фигурку человечка с щелкающей по орехам челюстью и нарисовал на нем парадный костюм местного шахтера. Она и победила в конкурсе.
1913 год
В Тенишевском училище состоялся поэзоконцерт эгофутуристов. Вот как газеты описывали это событие: «Публика, очевидно, ожидавшая эксцессов, зевала, аплодировала, прерывая ораторов на полуфразах, и вообще вела себя по отношению к лекторам весьма враждебно…Когда на эстраду вышел г. Крученых, ему начали неистово аплодировать. Поэт-футурист прочитал «нечто» – непонятное: не то стихи, не то импровизацию безумного бреда. В заключение он заявил: – Я протух». Принимавший участие в концерте Игорь Северянин, который стремился к синтезу поэзии и музыки не читал, а пел свои стихи, иногда держа в руках белую лилию. Позже поэзоконцерты проходили в Москве и Ярославле. Неизменно в них принимал участие и Северянин, вместе с кубофутуристами Владимиром Маяковским и Давидом Бурлюком.
1916 год
Группа заговорщиков во главе с депутатом Госдумы, монархистом и черносотенцем Владимиром Пуришкевичем во дворце князя Юсупова в Петербурге убили фаворита царя Николая II и его жены Александры Федоровны Григория Распутина. Пуришкевич вспоминал: «Григорий Распутин, которого я полчаса тому назад созерцал при последнем издыхании лежащим на каменном полу столовой, переваливаясь с боку на бок, быстро бежал по
рыхлому снегу во дворе дворца вдоль железной решетки, выходившей на улицу… Первое гновение я не мог поверить своим глазам, но громкий крик его в ночной тишине на бегу: «Феликс, Феликс, все скажу царице!» – убедил меня, что это он, Григорий Распутин, что еще несколько секунд, и он очутится за вторыми железными воротами… Я бросился за ним вдогонку и выстрелил. Распутин наддал ходу. Я выстрелил вторично на бегу – и опять промахнулся. Мгновения шли… Распутин подбежал уже к воротам, тогда я остановился, изо
всех сил укусил себя за кисть левой руки, чтобы заставить себя сосредоточиться, и выстрелом (в третий раз) попал ему в спину. Он остановился, тогда я, уже тщательнее прицелившись, стоя на том же месте, дал четвертый выстрел, попавший ему, как кажется, в голову, ибо он снопом упал ничком в снег и задергал головой. Я подбежал к нему и изо всей силы ударил его ногой в висок. Он лежал с далеко вытянутыми вперед руками, скребя снег и
будто бы желая ползти вперед на брюхе; но продвигаться он уже не мог и только лязгал и скрежетал зубами».
Тело убитого в ту же ночь сбросили с моста в прорубь на Малой Невке. Когда следственные работники извлекли труп на поверхность, экспертиза показала, что под водой Распутин был жив еще несколько минут.
1974 год
В театре имени Ленсовета открылся новый ленинградский театр, получивший название «Молодежный». В его составе было 12 человек. Все они были выпускниками курса Игоря Владимирова в ЛГИТМиКе. Среди них были Сергей Мигицко, Олег Леваков, Владимир Матвеев, Лариса Луппиан. Главным режиссером театра стал главный режиссер театра Ленсовета Игорь Владимиров.
2009 год
Между Санкт-Петербургом и Москвой было открыто регулярное движение
высокоскоростных электропоездов «Сапсан». Свое название они получили в честь самой быстрой птицы на Земле – сокола-сапсана. Поезд способен развивать скорость 250 км/ч. Время в пути до северной столицы составляет от 3 часов 30 минут до 4 часов 15 минут. В настоящее время высокоскоростные электропоезда курсируют по маршрутам Москва – Санкт-Петербург и Москва – Нижний Новгород.