В Петербурге продолжается реставрация Исаакиевского собора. Специалисты рассказали о ходе восстановительных работ.

Ровно в полдень каждый день 12 ударов со звонницы Исаакиевского собора отбивает этот колокол. Этой традиции всего 10 лет. Её ввели сразу же после того, как воссозданные колокола вернулись на своё историческое место. Это был один из этапов реставрации, которая проходит в соборе постоянно. И ни один посетитель этого не просто не видит. Даже не догадывается об этом.

По строительным лесам поднимаюсь на высоту 10-этажного дома. Под самый свод северо-восточной части. Той, что слева от центрального иконостаса. Реставрация 11-го колодца — так здесь говорят.

«Изначально здесь все было покрыто пылью. Ей примерно 60 лет», — рассказала реставратор Мария Ибрагимова. 

Ее реставраторы убирать пока не будут. Этот черный квадрат — так называемый маячок, по которому комиссия будет определять, какой объем работы был проделан. Колоссальный.

Уровнем ниже трудится Анна. Она утоньшает лаковый рестврационный слой с монументальной работы Алексеева «Исцеление слепорожденного».

«Мы именно утоньшаем, не удаляем, а утоньшаем. Главная задача реставратора не навредить, а сохранить. Реставрационный слой закрыл авторский слой, защищает его от утрат, а если мы его будем удалять, мы сможем задеть и автора», — рассказала художник-реставратор Анна Холинова. 

Понять, что именно ты снимаешь: загрязнения или лаковый слой — можно лишь наощупь. Главное правило — давить на ватку не слишком сильно и не слишком слабо. Ювелирная работа.

То, что монументальная живопись собора дошла до наших дней в таком практически идеальном для своего возраста состоянии — называют чудом. И подвигом. Реставраторов, которые восстанавливали собор после блокады, за годы которой почти 60% всей живописи было повреждено или утрачено. Потому что отопления не было. А температурно-влажностный режим для живописи — все равно что воздух для человека. Поэтому сейчас в соборе строго следят за температурой.

С высоты ангелов, из-под купола, спускаюсь вниз. В подвал, в тепловой узел. От +18 до +20 градусов по Цельсию. Максимальная и комфортная температура для собора. Поэтому в Исаакиевском регулируют, а вернее, остужают воду, которая поступает из городской системы отопления. И все для того, чтобы сохранить не только живопись. Но и, например, знаменитые деревянные двери Исаакиевского. Вот Западные ворота. Площадь каждой двери — 42 квадратных метра. Высота створок — почти 7. Масса каждой — 10 тонн. Так уж повелось, что их открывают редко. Только на праздничные богослужения. И вот, в начале 21-го века, ворота впервые за 140 лет не смогли открыть, причину искали долго.

Потом выяснилось, что под одной из дверей застряла монетка. Кто-то говорит, что 2-гривенная монетка XIX века. Кто-то, что 10-рублевая из XXI века. Но это не важно. Важно то, что одна маленькая монетка держала две 10-тонных двери. Вот она — гармония идеально выверенных пропорций. До мелочей. Восторг русского академизма».

1710 год. Вот такой была в Петербурге первая Исаакиевская церковь. Здесь с Екатериной Алексеевной венчался Петр Первый. Он же спустя 7 лет заложил вторую церковь в честь Исаакия Далматского. Третий вариант достроили уже при Павле I. И вот, четвертый вариант храма. Уже не просто Церковь, а Собор. Единственный в мире. Освященный в честь Исаакия Далматского.

Уникальное историческое событие. В Собор вернулась дарохранительница. Буквально только что ее доставили в Петербург, и вот, распаковывают на наших глазах. Это предмет, который используют в церковном обиходе. Здесь священники хранят Святые Дары. То есть хлеб и вино для причастия.

«Она была утрачена в лихие 20-е годы прошлого столетия, когда началась кампания по изъятию церковных ценностей. И вот, в результате нашей работы с коллекционерами и антикварами, она была найдена в городе Углич, это Ярославская область. Она была там в собрании у одного из антикваров который согласился ее вернуть музею», — заявила начальник отдела учёта фондов ГМП «Исаакиевский собор» Юлия Ушкова. 

Исаакиевский сегодня восстанавливают не только реставраторы, но и хранители фондов. Работа Юлии заключается в том, чтобы искать и возвращать в собор предметы церковного быта. И каждая такая находка — событие, радость, счастье.

Подробнее об этом смотрите в программе «Пульс города».