Балет и драматическое искусство объединил «Медный всадник». Громкая премьера – на сцене Александринского театра представили спектакль по одноименной поэме Пушкина. По словам авторов – это своего рода эксперимент. В постановке задействованы выпускники Академии русского балета имени Вагановой и театрального института имени Щукина.

Первый спектакль прошел в московском театре Вахтангова. Ну а гастроли «Медного всадника» символично начинаются на берегах Невы.

Стихи и танцы, танцы и стихи. Даже режиссеров у «Медного всадника» по сути два – один балетмейстер. Сама идея объединить две мощнейшие российские академические школы – актерскую и балетную – родилась в Щукинском училище. Сотрудничество, а иногда противостояние системы Вагановой и системы Станиславского, считают авторы спектакля, иногда напоминало поединок мастеров восточных единоборств.

«Интересно только посмотреть – не в смысле соперничества, а в смысле объединения. Был смысл, конечно, не в борьбе – чтоб просто дать почувствовать красоту и мастерство каждого из этих направлений», – отметил режиссёр спектакля «Медный всадник» Павел Сафонов.

Красота и мастерство щукинцев – репрезентация бессмертных строк Александра Сергеевича. Вагановцы же отвечали больше за атмосферность и аллегоричность действа. И тут каждый, конечно, сам должен был ответить себе на вопрос – как правильно танцевать Пушкина.

«Сложно, волнительно, но очень трепетно, потому что это великий русский поэт, естественно», – рассказала актриса Мария Петухова.

«Пушкина станцевать очень сложно и очень легко. Читай про себя пушкинские строки и танцуй», – поделился Народный артист России, заведующий кафедрой Академии русского балета имени Вагановой, балетмейстер спектакля «Медный всадник» Юрий Петухов.

Великий русский поэт в «Медном всаднике» – пожалуй, самый известный отечественный актер с африканскими корнями – Григорий Сиятвинда. Роль солнца русской поэзии сколь ответственна, столь же и хрестоматийна. Поэтому, возможно, чтобы слегка пошатнуть стериотипы – образ несколько комичен. Огромная прическа, хулиганские ужимки.

«Он настолько много занимает места в нашей истории, культуре, литературе, в какой-то жизни духовной, настолько, что можно его, мне кажется, в связи с этим играть как угодно. И, как угодно играя – ты все равно попадешь в какую-то его часть», – отметил Заслуженный артист Российской Федерации Григорий Сиятвинда.

Сцена почти пустая, при этом наполнение сцены — разнообразно — игра света и тени, рисунок партий танцовщиков.

Декораций мало, убранство спектакля минималистично. Невский гранит и рабочее место Александра Сергеевича Пушкина. Григорий Сиятвинда в роли автора пьесы будет вести «Медного всадника» к финалу.

Премьеры в Москве и Петербурге – только самое начало жизни спектакля. Тот редкий случай, когда перед тем, как представить пьесу в регионах, обкатывают ее на на лучших площадках страны. «Медный всадник» – часть всероссийского просветительского проекта «Школьная классика». И чуть ли не главный лейтмотив всей постановки – вернуть театральное искусство в российскую глубинку. Показав произведение Пушкина бесплатно.

«Сегодня мы получили большой грант в рамках президентского фонда культурных инициатив. Буквально на прошлой неделе. В рамках которого мы отправимся в Белгород и в другие приграничные территории. Мы оформили заявку в федеральную программу «Большие гастроли», где мы должны будем посетить Ярославль, Калугу и Тулу», – отметил проректор театрального института имени Щукина, автор проекта «Медный всадник» Андрей Беликов.

Как надеются авторы проекта, гастроли «Медного всадника» по стране продлятся не менее двух лет, а в 2024 году его хотят включить в официальную программу празднования 225-летия со дня рождения великого русского классика.