Что общего у пасхального яйца и миниатюрной рабочей модели танка? Всё просто: и то, и другое было кому-то кем-то преподнесено в дар. И ретроспективу таких разных, но точно отражающих время подарков решили проследить в Музее-квартире С.М. Кирова. К слову, Сергею Мироновичу и был подарен тот самый танк, о котором сказано чуть выше. Экспозиция, составленная в музее, охватывает период на стыке веков, — от имперской до революционной столицы, осаждённого и послевоенного Ленинграда.
Новогодние, пасхальные, свадебные, детские, именинные — ведь до 1917 года отмечали чаще не день рождения, а именины. Под стеклом больше 300 экспонатов. Все из коллекций музеев Санкт-Петербурга. И это — подарки.
«Традиция дарения подарков — она как бы изменилась в советское время. И мы не могли не захватить дореволюционный период. Мы обязательно должны раскрыть и показать этот период чуть-чуть пораньше 20-х — 30-х годов. И поэтому мы свою историю начинаем практически с конца 19 века», — отметила директор Музея-квартиры С.М. Кирова Татьяна Сухарникова.
До революции, считают историки, праздники были личным, семейным событием. После 17 года — коллективным и общественным. Поменялись сами подарки, поменялась и их стоимость. Советская власть уравняла возможности горожан. До её прихода Рождество у аристократов и Рождество в семье рабочих было очень разным торжеством.
На стенде показано, как обстояли дела с подарками у дореволюционной бедноты. Это иллюстрация рассказа Лейкина «Коньки». Его герой Васютка Водогреев с самодельной Вифлеемской звездой колядовал на Рождество, чтобы накопить денег на те самые коньки. В итоге рассказа его отчим всё пропивает. И, по свидетельству историков, эта ситуация вполне обычная для того времени.
Железная дорога, фарфоровая кукла, настоящий, хоть и детский микроскоп — ребёнку в богатом доме. Коньки, на которые зарабатывает Васютка Водогреев себе сам, — в бедном. Чуть ли не единственным подарком, принятым во всех сословиях при царе, были пасхальные яйца. Тогда Пасху ждали больше, чем Новый год.
«У нас на выставке представлены фарфоровые пасхальные яйца, которые мог позволить себе, скажем, человек аристократического происхождения или, допустим, могли подарить человеку из офицерской среды. И представлены совершенно простенькие пасхальные яички деревянные», — поделился старший научный сотрудник Музея-квартиры С.М. Кирова, хранитель выставки «Подарки во все времена» Александр Симонов.
Сразу после гражданской войны, когда в Ленинграде царил голод, даже дрова, морковка и крупа считались шикарным подарком. Позже, начиная с 30-х годов, говорят историки, начался уникальный период — хорошим подарком мог считаться и томик Ленина, и дореволюционная ваза. Сергей Миронович Киров, как видно из экспозиции, получал парадоксальные сувениры: поздравительные открытки с изображением себя самого. Но апофеозом подарочного творчества советского периода стало 70-летие товарища Сталина.
«Сталину подарили 38 тысяч подарков со всего мира. И это были в том числе капиталистические страны, страны социалистические, страны Азии, Африки. Это огромное количество подарков. Они заняли с 49 по 53 год три центральных музея — это был Художественный музей имени Пушкина в Москве, Политехнический музей и Музей революции, сейчас это Музей современной истории», — рассказал старший научный сотрудник Музея-квартиры С.М. Кирова, куратор выставки «Подарки во все времена» Юрий Соколов.
Из этих коллекций на выставке «Подарки во все времена» миниатюрная, работающая газовая плита от трудящихся «Ленгазаппарата», ваза ручной росписи от польских коммунистов, поднос с ликом вождя — от таджикских. В соседнем зале миниатюрный, но всё равно в метр высотой танк — это уже Кирову от заводчан «Красного Путиловца». Детские игрушки, открытки, посуда — за каждым предметом личная история, минутка радости. Выставка продлится в течение года.