Масштабное полотно художника Константина Маковского «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» отправилось на реставрацию.

Шедевр, созданный более 150 лет назад, требует кропотливой работы мастеров. Смена реставрационных возможностей и условий хранения напрямую повлияли на состояние картины. В процессе реставрации будет также восстановлена рама.

Трещины лака, повреждения холста, временная рама. В таком виде один из шедевров Константина Маковского предстал перед зрителями в последний раз.

«Это удивительное полотно, яркое, и опять оно связано с историей России. Хочу отметить, что в наших партнёрских проектах это третье произведение, которое уходит в реставрацию буквально с экспозиции Русского музея», — рассказала заместитель генерального директора Русского музея по учёту, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Бабина.

Основа холста ослабла и провисла, а попытки предыдущих специалистов улучшить натяжение, необходимое для большемерных полотен, привело к изломам.

«В правой части мы имеем когда-то заделанный прорыв, который заделан ещё по старой технологии. И от ослабления натяжения заплата проявила себя. Она деформируют основу с лицевой стороны», — объяснил заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Русского музея Марат Дашкин.

Современные врачеватели русской живописи также заменят старое основание на новый специально сконструированный планшетный подрамник. Он позволит держать структуру красочного слоя и холста в стабильном состоянии даже при транспортировке. Утраченные детали самой композиции восстановят с учётом художественных приёмов и особенностей живописи автора с использованием традиционных материалов.

«Фактически мы используем те же материалы, которые использовал художник на момент подготовки холста. Допустим, мы производим укрепление на рыбьем клее. И рыбий клей использовал художник при подготовке холста при проклейке, при грунтовке», — сообщил заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Русского музея Марат Дашкин.

В отделе реставрации золочёной резьбы восстановят раму картины. Она поступила в Русский музей вместе с полотном в 1897 году из Гатчинского дворца и находилась в постоянной экспозиции. В 2010 году из-за плохого состояния оригинальное обрамление заменили на временное. Музейщики уверены: раму сам Маковский может и не заказывал, но она относится к тому же периоду, что и картина.

«Из дерева только основа. Все декоративные полосы — это мастичная формовка. И это как раз говорит о том, что памятник сделан во второй половине 19 века. Первая половина — орнамент всегда был резной», — отметила заведующая отделом реставрации золочёной резьбы Государственного Русского музея Ирина Веснина.

Обновление картины Маковского станет историческим событием мирового масштаба, уверены в Русском музее. В ходе работ специалисты проведут цикл мастер-классов для студентов профильных вузов. А первый полномасштабный ремонт шедевра ляжет в основу документального фильма об истории музейной реставрации.