Крупнейший в мире ледокол для работы в Арктическом регионе сегодня спустили на воду на Балтийском заводе.

Суда серии 22220 – самые большие и мощные в ледовом классе, они оборудованы ядерной энергетической установкой. Ледокол «Якутия» – четвёртый в своей серии. В эксплуатацию его введут в 2025 году, и он присоединится к своим собратьям, которые уже работают в приполярных широтах. «Якутия» сможет проводить караваны судов в Арктике, пробивая лед толщиной до трех метров.

Больше 170 метров в длину, еще 54 в высоту. Даже на фоне крупнейших ледоколов мира атомоход «Якутия» выглядит гигантом. Для Балтийского завода спуск на воду каждого судна — большой праздник. Однако сход со стапеля этого Левиафана — событие уже всероссийского масштаба, поэтому к торжественной церемонии в режиме видеоконференции присоединился президент страны.

«Суда такого высокого ледового класса имеют для нас стратегическое значение. Они нужны для изучения и освоения Арктики, для обеспечения безопасного, устойчивого судоходства в данном регионе, для увеличения перевозок по Северному морскому пути», – сказал президент Владимир Путин.

«Это существенный вклад в укрепление статуса нашей страны, как единственной державы, имеющей такую группировку ледоколов», – сказал Денис Мантуров, министр промышленности и торговли.

Такие впечатляющие размеры нужны судну для борьбы со льдами толщиной в три метра. В этом ему помогут атомные сердца. Внутри ледокола скрываются сразу два ядерных реактора. Благодаря этим агрегатам после запуска атомохода дозаправка ему потребуется лишь через 7 лет. А путешествовать по морям без захода в порты он сможет полгода.

«Балтийцы работали ритмично и подтвердили свой высокий класс. Спасибо вам, наши уважаемые коллеги, спасибо вам за труд», – сказал Алексей Рахманов, генеральный директор ОСК.

На этом ледоколе уже установлены ядерные реакторы и всё основное оборудование. После спуска его продолжат достраивать на воде.

«Якутия» уже третий ледокол в промышленной серии и четвертый в своем проекте. В 2016 и 2017 годах на воду спускали его близнецов – «Арктику» и «Сибирь», а два года назад со стапеля сошёл «Урал». Подобные атомоходы не только эффективны, но и экологичны, о чём перед спуском «Якутии» напомнила крестная мать атомохода, Виктория Абрамченко.

«Например, выбросы сажи, или черного углерода — это наиболее чувствительное вещество для благополучия Арктики — составляют в год всего полкилограмма, 500 граммов. Если сравнивать с выбросами обычной угольной котельной — это в 100 000 раз меньше», – отметила Виктория Абрамченко, вице-премьер.

По традиции, перед спуском «Якутию» освятили – на счастье разбилась бутылка шампанского. А пока рабочие разрезали задержник, на другом конце завода готовили к отправке второй ледокол. Заказчиком обоих гигантов выступила корпорация «Росатом». Поэтому именно её генеральный директор сегодня отдал приказ о подъёме флага страны над атомоходом «Урал».

«Внимание экипажу! Государственный флаг Российской Федерации поднять!» – приказал Алексей Лихачёв.

В этот же момент задержник «Якутии» поддался, и многотонный гигант с грохотом погрузился в родную стихию.

Теперь «Якутию» ждет достройка на воде. Атомоход передадут морякам в 2024 году. А ледокол «Урал» начнет работать в Арктике уже через месяц. По оценкам «Росатома», благодаря новым судам такого класса, к 2035 году перевозки по Северному морскому пути превысят 200 миллионов тонн.