Как работают центральные механизмы речи и как на них влияют современные технологии? Эти вопросы обсуждают в университете имени Герцена – на конференции собрались ведущие нейрофизиологи, нейропсихологи, психолингвисты. В том числе – специалист мирового уровня в области теории сознания Татьяна Черниговская.

В зале яблоку негде упасть – участники стоят в проходах, сидят на перилах. Одного из ведущих психолингвистов планеты смотрят по трансляции и в соседней аудитории – всем в зале места не хватило.

На 10-й научно-практической конференции «Центральные механизмы речи» Татьяна Черниговская говорит о расстройствах, которые принес новый век и быстро развивающиеся технологии.

«Новое время, оно характеризуется чем – огромными скоростями. Я имею в виду, скоростями изменений. Люди, и, в частности, мозг – это уж я ответственно говорю – просто не может успеть приспособиться к этому. Он не может адаптироваться. Мы, как ответственные люди, особенно, когда речь идет о детях, можем что-то придумать, чтобы смягчить эти удары», – отметила член-корреспондент РАО, доктор биологических наук, доктор филологических наук Татьяна Черниговская.

Конференция собрала больше шестисот нейрофизиологов, нейропсихологов, логопедов, психологов, специалистов в области речи со всей России – Новосибирск, Калининград, Дальний Восток. Удаленно, по видеосвязи, участвовали специалисты из США и Эстонии. Хозяева 10-й юбилейной, старейший университет страны – РГПУ имени Герцена – не просто предоставляет площади и специалистов, а готовится первыми внедрить методики, которые разрабатывают ученые.

«Здесь, в нашем университете, как раз многие направления получили свое развитие впервые в Российской Федерации, вообще в России. Здесь старейшие кафедры дефектологии, психологии, специальной педагогики и психологии. И конечно для нас очень важно принимать сегодня таких известных в России специалистов, в том числе и известных в мире специалистов, для обсуждения вопросов очень важных сегодня для развития ребенка, для развития психологии», – отметил ректор РГПУ имени Герцена, профессор, доктор педагогических наук Сергей Тарасов.

Дислексия – расстройство чтения, обсуждения различных функций мозга, особенности билингвов – носителей нескольких языков, как родного, способы диагноститки различных речевых патологий — тем лекций, круглых столов и обсуждений — десятки.

Здесь, в фойе колонного зала, то, ради чего и проводится уже 10-я по счету конференция – практическая реализация научных открытий. Вот, например, таких айкоммуникаторов только в этом году выпущено больше 50 штук. И для людей обездвиженных, прикованных к постели, это чуть ли не единственная возможность общаться с миром с помощью взгляда.

Специализированная литература, развивающие игрушки и пособия, новейшие компьютерные разработки – это профессиональная ярмарка для тех, кто занимается, например, коррекционным обучением детей с особенностями развития. Конечно, самые популярные стенды – с мультимедиа. Детский интернет-контент, который развивает.

«Онлайн-логопедия набирает обороты. Особенно в период пандемии, когда все логопеды вышли в онлайн. Это показало свою эффективность, и логопеды поняли, что это работает. Ребенку нужно посмотреть на картинки, запомнить их. Затем логопед нажимает на стрелку и картинка пропадает. Ребенку нужно назвать, что пропало», – рассказала основатель обучающей игровой платформы Марина Дашко.

Конференция продлится три дня, ее итогом должна стать одна большая совместная монография.