В связи с санкциями, уходом большого числа зарубежных брендов, закрытием знаковых культурных fashion-проектов и ведущих тематических СМИ в Северной столице подняли ключевые вопросы отечественного мира моды. В городе на Неве прошел круглый стол «Новые реалии модной индустрии».

13 октября в Доме Мод собрались эксперты индустрии: дизайнеры, продюсеры, журналисты, представители органов государственной власти и бизнеса из Москвы и Петербурга.

Большой блок мероприятия посвятили государственной поддержке. Правительство Петербурга активно содействует развитию в городе локальных брендов.

Председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилл Соловейчик рассказал, что, оценив риски, которые возникли в связи с уходом международных брендов, и понимая огромный потенциал дизайнеров нашего города, было принято решение о запуске пилотного проекта «Петербургский дизайн». Основные цели проекта – поддержать индустрию моды в СПб и научить торговые центры работать по новой модели: не как с арендаторами, а как с резидентами.

«Нам необходимо взаимодействовать с крупными игроками рынка, чтобы не конкурировать, а совместно создавать платформенные решения на разных уровнях отрасли», – отметил Кирилл Соловейчик.

Фото: предоставлено телеканалу «Санкт-Петербург» организаторами

Управляющий партнер проекта Олег Олейников назвал возможности площадки Дома Мод. «Мы своей задачей видим построить городское пространство, где будут находиться коллекции лучших российских дизайнеров. Занимаемся этим более двух лет, и нам уже многое удалось. В настоящий момент собрали свыше ста брендов, каждым из которых гордимся, поскольку ведем очень тщательный отбор», – поделился он.

Перспективы грантового финансирования индустрии представил руководитель департамента контент-аналитики Президентского фонда культурных инициатив Евгений Кульков. Он отметил, что сейчас идет активная подготовка к первому конкурсу 2023 года. Заявочная кампания стартует 20 октября и продлится до 17 ноября.

Спикер разъяснил порядок возможного получения финансирования, критерии оценки проектов, представил статистику побед, из которой стало понятно, что выиграть в конкурсе можно не единожды. По итогам шести проведенных с момента основания Президентского фонда культурных инициатив конкурса 2 организации выигрывали четыре раза, 20 организаций – три раза и 358 – дважды получали гранты. Евгений Кульков также привел примеры проектов из сферы модной индустрии, которые уже получили государственную поддержку в виде грантов и выразил надежду, что после проведения Круглого стола таких проектов станет больше.

Президент Ассоциации развития и поддержки национальных бизнес-проектов Элина Самарина подчеркнула, что они готовы всесторонне поддерживать уникальные проекты, которые могут стать достоянием России. «Сейчас выделяется много средств на масс-маркет, что безусловно правильно. Но наша идея заключается еще и в том, чтобы поднимать премиальный сегмент. Это продемонстрирует миру величие нашей державы, где образованность, просвещенность, эстетика и мастерство всегда были на высоте», – сказала она.

Среди спикеров присутствовали победители грантовых конкурсов Президентского фонда культурных инициатив Ольга Бояринова, создатель бренда BOYARI, представляющего одежду из так называемой «яблочной» кожи, которую эксперты уже признали самой безвредной в производстве и одновременно самой качественной искусственной кожей. А также Антон Алфер – председатель бизнес-кластера РАЭК FASHION TECH и комитета по цифровым технологиям СОЮЗЛЕГПРОМА, руководитель Группы компаний «Модная сеть» и проекта FASHION LEADERS.

Антон Алфер представил проект уникальной цифровой платформы Fashion ID. «Благодаря этому проекту мы научились «склеивать» разрозненные части одного сообщества в одну цифровую ткань, таким образом, консолидируя индустрию. К тому же благодаря присвоенному fashion-id за участником остается цифровой след, что в нынешних условиях диджитализации рынка безусловно немаловажный фактор», – рассказал он.

Большой интерес вызвало выступление гостя из Москвы Михаила Коловангина – ведущего байера Mercury Group (ЦУМ, ДЛТ), куратора курса по баингу в центре «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды» в Высшей школе экономики. Эксперт обозначил немаловажные проблемные точки отрасли: отсутствие принтов, скудная фурнитура, недостаток качественных отечественных материалов, нехватка насмотренности у дизайнера и в связи с этим отсутствие философии модного дома. «Нужно качественно и глубоко работать над маркетингом, логистикой, производством – всеми составляющими процесса создания и продажи бренда. Работы много, мы ее не боимся, поэтому будем стараться и обязательно помогать друг другу».

На философию, необходимость проектного подхода и работы над концепцией акцентировала в своем выступлении руководитель фестиваля «Искусство в моде». «Современные тенденции таковы, что рядом с традициями портновского мастерства на пьедестал уверенно встает свобода искусства и таланта художника. Сегодня именно концепция и творческий замысел задают тон. Нет сомнений, что русская культура, русское искусство и мировой художественный опыт всегда служит той точкой опоры и стимулом в творчестве, наверное, каждого отечественного дизайнера. А в свою очередь потребитель, который делает выбор в пользу того или иного концептуального бренда, именно таким образом становится носителем и транслятором культурного кода, национальной идеи».

Кадровый вопрос, как один из ключевых, поднимался практически в каждом выступлении. Как справедливо отметил Михаил Коловангин: «Кадры – это настоящее народное достояние, сильнейший экономический фактор». Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна, ведущий специализированный ВУЗ СПб, представила Александра Малахова – директор по развитию первой в России магистерской программы по направлению Fashion Tech – цифровая мода, руководитель отдела мероприятий и PR Кластера «СмартДизайн» СПбГУПТД.

Александра рассказала о работе лаборатории виртуальной моды и цифрового дизайна СПбГУПТД – образовательном проекте и платформе для создания инновационных решений для индустрии моды и дизайна. Студенты и резиденты лаборатории создают виртуальные коллекции одежды, разрабатывают мультимедийный контент, оцифровывают модные новинки дизайнеров и даже работают с музейными экспонатами.

«Студенты могут стать резидентами кластера «Смарт дизайн», в него входит «Точка кипения — ПромТехДизайн», Лаборатория. Также недавно мы открыли пространство современного дизайна «Координата» на Вознесенком пр. 44-46. Эти три пространства дают возможность учащимся реализовывать свои идеи во всех сферах дизайна. У нас в наличии большой ростовой 3D-сканер, который позволяет оцифровать человека в полный рост, благодаря чему мы можем создавать модели и эскизы. Студенты непосредственно взаимодействуют с крупными петербургскими и российскими компаниями», – отметила спикер и продемонстрировала видеоролики с диджитал-показа части коллекции спортивной одежды для ФК «Зенит», созданной студентами СПбГУПТД, которая уже этой осенью поступит во все флагманские магазины футбольного клуба.

После выступления спикеры Круглого стола ответили на вопросы из зала, выслушали мнения и предложения. Оживленная дискуссия и интерес к событию лишний раз подтверждает то, что представителям данного сегмента, находящимся в сложнейших условиях переформатирования отрасли, как никогда актуальны прямой диалог с целевой аудиторией, грамотное информирование, широкое освещение проблематики и компетентное взаимодействие всех заинтересованных участников рынка.