Сезон самокатов в Петербурге почти завершён, но для самокатчиков, как говорится, всё только начинается. До 1 марта следующего года им надо тщательно изучить поправки в ПДД. Наконец-то там появится чёткая формулировка, как все эти электроустройства называть и, главное, как правильно ими пользоваться.
Пока регионы регулируют взаимоотношения с кикшерингом практически в ручном режиме. Петербург, кстати, одним из первых в стране начал формировать правила для компаний по аренде электросамокатов. Договорились и об ограничении скорости, и о правилах парковки.
Итак, с марта всё, что возит нас по проспектам, велодорожкам и улицам на электрической тяге становится средствами индивидуальной мобильности.
«Вот разъездились!», «Катайтесь по проезжей части!» и «Тротуар для пешеходов!» — вот топ-3 фраз, которые любой владелец средства индивидуальной мобильности слышит как в лицо, так и в спину ежедневно. Попытки договориться редки, обычно каждый остаётся при своем.
«Как делить улицу людям с самокатами и пешеходам, как считаете? Ну, это вообще опасная штука. И скорость надо поменьше, а то летают очень быстро», — поделилась пешеход Татьяна.
Изменения в ПДД подразумевают приоритет пешехода на тротуаре. Передвижение СИМов по нему в ранних редакциях поправок вообще предлагалось запретить. Однако бизнесмены-кикшеринг и организаторы различных экскурсий на мобильном электротранспорте всё-таки упросили такую возможность оставить.
«Город ещё не оборудован велодорожками. Не везде можно по дороге безопасно. Это пожелание учли. Ограничения, которые поставили — то, что пешеход в приоритете, в принципе, бизнес так делал. Всегда всем говорили, что ребята, вы хоть и на сигвеях, хоть и пешеходы де юре, де факто, но вы должны всегда должны уступать место пешеходу», — подчеркнул директор компании по прокату электротранспорта Тенгиз Репрынцев.
В идеале моноколёса, сигвеи, гироскутеры и электросамокаты должны делить дорогу с велосипедами на их территории — велодорожках и велополосах. Кстати, при их наличии на тротуар и на проезжую часть по правилам теперь путь заказан.
Дорожка вдоль Пискарёвского проспекта обустроена наиболее грамотно в Петербурге. Она отделена и от пешеходной зоны, и от проезжей части. Длится от набережной и практически до станции Ручьи — длина её чуть больше 2,5 километров. И подобная же в этом году открылась на улице Дыбенко — соеденяет проспект Большевиков и метро Дыбенко.
Но пока вот такие отрезки по 2-3 километра — максимально доступное расстояние для комфортного перемещения. Доехать из Купчино до Парнаса только по велодорожке не получится. Пока город ориентирован исключительно на внутрирайонные развязки для педального и электротранспорта.
«У нас основной объём велосипедного движения формируется, что в выходные дни, что в будние дни начиная с 17 часов до 21. Весь объём велосипедистов в это время выходит на проезжую часть. Из этого мы делаем вывод, что это рекриационные поездки, связанные прогулками, и очень востребованы наши велодорожки, которые проложены по набережным. Набережным и паркам», — отметил генеральный директор центра транспортного планирования Санкт-Петербурга Рубен Тертерян.
Правда, самих велосипедистов такое соседство не всегда радует, особенно опытных. Выбирая, ехать по тротуару или велодорожке рядом с кикшерингом и вместе с машинами по трассе, выберут…
«Я выберу проезжую часть. К сожалению, это небезопасно. Нужно быть начеку, нужно соблюдать какие-то особые меры предосторожности. Почему? Потому что на тротуаре я чувствую себя совершенно не комфортно… Автомобили должны ездить по автомобильным дорогам, пешеходы должны ходить по тротуарам, велосипеды и прочие средства индивидуальной мобильности должны использовать велодорожки», — выразил своё мнение велосипедист Сергей Гоц.
Второй параметр, который оговаривают поправки — вес агрегата до 35 килограммов. Но эксперты раскритиковали этот пункт.
«Уже сейчас есть электросамокаты, которые весом менее 35 килограммов, там 26, например, килограмм, которые меня, стокилограммового человека потащат со скоростью 80 и более километров в час. И дальше будет ещё облегчаться, и у нас шаг за шагом техника идёт к микроминиатюризации», — отметил автоэксперт Дмитрий Попов.
Единственный, пожалуй плюс, считают в экспертном сообществе, от введения весового ценза — с тротуаров и велодорожек уйдут особенно тяжёлые — 60-70-килограммовые аппараты — те, которые и ехали под 60 километров в час.
Кикшеринг — прокатные жёлтые, оранжевые, фиолетовые самокаты, которых много у любого метро. Так вот владельцев этого бизнеса изменения в правилах дорожного движения формально вообще не коснутся, хотя именно неприятные ситуации с их клиентами и привели к масштабному обсуждению вопроса. По габаритам всё, как прописано, причём давно. Большие изменения наступят в жизни любителей покататься на прокатной технике с ветерком. Например, вдвоём, нетрезвыми или посадить на самокат ребёнка. Из просто пешеходов законодательно они переквалифицируются в отдельную категорию — ответственность повышается.
«В большинстве случаев это касается исключительно пользователя. Потому что именно он управляет транспортным средством И с введением новых правил пользователь задумается, прежде чем нарушать. Потому что он будет понимать, что ему грозит административный штраф», — рассказал операционный управляющий компании по прокату самокатов Андрей Константинов.
Станут ли измерять скорость и вес средств индивидуальной мобильности, какой будет правоприменительная практика и что грозит тем, кто спровоцирует аварийную ситуацию, станет понятно, когда изменения вступят в силу и начнут работать. А до весны можно, например, успеть поменять электросамокат на подходящий по параметрам или попытаться облегчить уже имеющийся. Снизить скорость же программно, перепрошив электронику, можно сейчас практически на любом электросамокате, моноколесе или гироскутере. Было бы желание.