Первая советская атомная подлодка К-3 «Ленинский комсомол» отныне на вечной стоянке на острове Котлин. Её большое путешествие закончилось на территории будущего Музея военно-морской славы. Инженеры потрудились на славу: на время долгого пути субмарину разделили на две части и сегодня соединили вновь.

От завода в Мурманской области до Кронштадта. Прошлым летом первая советская атомная подлодка К-3 «Ленинский комсомол» отправилась в свой последний рейс. Уже не сама. Списали субмарину ещё в конце 80-х после 30 лет службы. Эта операция по транспортировке войдёт в историю. Никто в мире ранее не совершал ничего подобного.

«Очень рада, что удалось реализовать. Потому что когда на бумаге смотришь — далеко от практики. Сейчас с учётом, что была сплочённая работа команды, это получилось», — отметила руководитель проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера «Остров фортов» Ксения Шойгу.

Маршрут разбит на несколько этапов. Сложные инженерно-логистические решения. Деление корпуса на две части для сухопутной транспортировки. Перевозка гиганта через жилые кварталы Кронштадта. И вот финал: в Музее носовую часть соединяют с кормой.

Среди гостей торжественного события — те, кто непосредственно был задействован в разных этапах масштабной операции — участники Всероссийской акции «Встречаем легенду К-3 вместе».

«Особые чувства — увидеть ту подводную лодку, которая прошла подо льдом до Северного полюса», — поделился инженер-технолог Кронштадского морского завода Александр Елихин.

Впервые так близко увидела лодку и дочь главного конструктора лодки Владимира Перегудова Наталья. Говорит, раньше наблюдала К-3 только по телевизору.

«Отец вышел на лодке один раз, он уже болел. Никто в семье не знал, что он ей занимается, даже мать», — рассказала дочь главного конструктора атомной подлодки К-3 «Ленинский комсомол» Наталья Игнатьева.

Над транспортировкой работали девять предприятий. На разных этапах в Петербурге им оказывали содействие профильные комитеты Смольного. Благодаря слаженной работе операцию удалось провести в сжатые сроки.

«По поручению президента Кронштадт становится главным центром по сохранению исторической памяти нашего отечества», — подчеркнул губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.

Дальше лодке предстоит сложная работа по финальной реставрации и музеефикации. Вокруг неё достроят недостающие стены Музея военно-морской славы.

«Здесь будет пешеходная лестница на кровлю, которую мы видим с другой стороны. И с одной стороны набережной можно будет спуститься на другую. Надеемся, музей органично сольётся с видами Кронштадта», — отметил генеральный директор АНО «Остров фортов» Константин Чамилович.

Музей военно-морской славы займёт 65 тысяч квадратных метров. И первая советская атомная подлодка станет его центральным экспонатом. Петербуржцы и гости города своими глазами смогут увидеть легендарную субмарину летом следующего года.