В Петербурге растёт рынок коворкингов. Гибкие офисные пространства пользуются популярностью у клиентов.
Ирина Собатович — руководитель отдела продаж московской инжиниринговой компании. Сама из Петербурга. Поскольку местного офиса здесь нет, уже три года работает в этом коворкинге. Аренду, по её словам, взяло на себя начальство. А обстановка её полностью устраивает — есть бесплатный кофе, принтер, интернет. Но и не только. Ещё возможность — завести полезные связи.
«Здесь у нас камерно, здесь у нас люди очень интересные, разные. Изначально, когда мы сюда заехали, у нас было много встреч, митингов. Для личных целей я дизайнера для дома находила здесь, да. То есть это тоже было достаточно комфортно и удобно», – рассказала резидент коворкинга Ирина Собатович.
В общем-то все перечисленные причины и обуславливают популярность коворкингов. Но если раньше ими пользовались преимущественно фрилансеры и самозАнятые, то в последнее время всё чаще — корпоративные клиенты. Компаниям не нужно тратиться на обслуживание офисов, думать о досуге сотрудников, и в любой момент можно завершить аренду. Поэтому они выбирают гибкие пространства. И это, пожалуй, один из главных трендов на рынке.
«Сейчас операторы, которые строят площадки, все-таки ориентируются на корпоратов, на корпоративные компании. И как раз-таки отдают свои целиком иногда здания одной-двум компаниям», – отметила директор департамента офисной недвижимости петербургского офиса консалтинговой компании.
Тренд номер два — специализированные коворкинги. Для швей и, например, бьюти-мастеров, где есть необходимое оборудование. Его использование входит в стоимость аренды. И некоторые площадки, кстати, предлагают даже сверхсовременные решения. Например, как в этой лаборатории виртуальной моды и цифрового дизайна.
Средняя стоимость фиксированного рабочего места в Петербурге в сетевых коворкингах от 15-ти до 35 тысяч рублей в месяц, а в несетевых — до семи тысяч рублей. Новые пространства, по словам экспертов, закрываются уже в течение года, если концепция неудачна. И хотя в городе и так уже, на первый взгляд, достаточно коворкингов, до конца 2022го предложение ещё увеличится.
«Мы предпринимателям советуем открывать коворкинг в каких-то труднодоступных, плохо сдающихся местах в аренду классическую. Сейчас мы находимся в одном из таких примеров. Мы здесь за счёт проекта коворкинг можем получать в 1,5% раза чистую прибыль больше», – рассказала генеральный директор сети коворкингов Мария Сумарокова.
Сейчас больше всего коворкингов в Петроградском и Центральном районах, и средняя заполняемость там — от 90%. Коворкинги в целом составляют только одну сотую от общего числа офисных площадей. А значит, рынку ещё есть, куда расти.