В Санкт-Петербургском городском суде продолжаются слушания по делу о признании блокады Ленинграда геноцидом мирного населения.

Сегодня прошло второе заседание по существу, на котором суд изучил представленные доказательства. Это порядка 60 томов архивных документов и свидетельств очевидцев преступлений нацистов в годы Великой Отечественной войны.

Дело о признании блокады Ленинграда геноцидом стало пожалуй самым громким за последние десятилетия. А сам судебный процесс его участники уже назвали эхом Нюрнберга. Заседание проходит в открытом режиме и желающих присутствовать на нем много – свободных мест в зале не оказалось. Сегодня заслушали новых экспертов и свидетелей.

С дрожью в голосе Надежда Ивановна Кузьмина вспоминает блокаду. Ей было 14 лет, когда город оказался в кольце. Помнит, как дежурила на крыше школы и тушила попавшие на нее «зажигалки» – это маленькие килограммовые бомбы с горючей оболочкой, которые пробивали кровлю и застревали в перекрытиях, помнит, как ходила за водой на Неву и как сушила хлеб.

«Когда дожили до 125 граммов, у нас печорки были, мы подсушивавли и сосали. А главное питание у нас была теплая вода – всегда на печорке. 2 ложки теплой воды. И у меня в памяти остался даже не тот хлеб, а эти две ложки», – рассказала жительница блокадного Ленинграда Надежда Кузьмина.

Более 6 тысяч зажигательных бомб были сброшены в первый день блокады Ленинграда. Тогда загорелось более 200 зданий, говорит директор Военного музея Карельского перешейка Баир Иринчеев. Он изучил множество сводок противовоздушной обороны Ленинграда, фотографий и дневниковых записей ленинградцев о разрушениях и гибели людей в городе.

Эксперт уверен, целью бомбардировок Ленинграда были не только военные объекты города, нацисты намерено били по жилым кварталам. В суде также оценивают действия стран-союзниц нацисткой Германии. Известно, что Финляндия замыкала блокаду Ленинграда на севере. И о том, что происходило в городе, знали. Это доказывает финская агитлистовка.

«Листовку эту выкупил в Финляндии на интернет-аукционе. Она относится к весне 42 года. И там речь идет о том, что сдавайтесь к нам в плен, потому что сейчас начнется эпидемия, вызванная тем, что город – это огромный морг скоплений тел погибших от голода ленинградцев, они все знали», – рассказал Баир Иринчеев.

Дело о признании блокады Ленинграда преступлением против человечества и геноцидом мирного населения рассматривает городской суд по заявлению прокуратуры Петербурга. Следствие полагает, что собранные доказательства позволяют говорить о большем количестве погибших жителей Ленинграда и его пригородов, чем говорит официальная статистика. По ней жертвами блокады стали 670 тысяч человек. Однако, как сообщила суду главный методист Центрального государственного архива Петербурга, не все данные о погибших тогда были учтены.

«Женщина пишет в 1942 году, что умер отец и мать. Я проверяю нет таких в Книге памяти. Мужчина пишет, что умер отец, я не нахожу его в Книге памяти. Это значит, что труп не был учтен, он мог быть захоронен, но он не был учтен как единица учета. Он не учтен в ЗАГСе, значит он не учтен в комиссии», – рассказала Надежда Черепенина.

Сегодня судья также изучила видеоматериалы. Это архивные кадры блокады. Заявитель попросил обратить внимание на культурный геноцид: немецкие войска уничтожали музеи и театры, били даже по зоопарку. Согласно собранным прокуратурой доказательствам, за годы блокады погибло более миллиона человек. Оценен также ущерб, нанесенный городу бомбардировками.

По современному курсу он составил более 35 триллионов рублей. Слушание продолжится 14 октября.