Телеканал «Санкт-Петербург» рассказывает об основных событиях в жизни города, которые произошли 1 октября в различные исторические периоды.

1754 год

В этот день в Петербурге родился Павел I – будущий император, 72-й великий магистр Мальтийского ордена, который правил Российской империей с 1796 по 1801 год.
Писатель Александр Бушков так писал о Павле: «Наполеон назвал Павла Дон Кихотом – без малейшей издевки. Другие именовали императора «последним рыцарем».
Существовала легенда, что Павел I не был сыном Петра III. Однако царская семья относилась к этому с иронией. Павел I был убит в Михайловском замке 24 марта 1801 года.

1773 год

В Казанском соборе Санкт-Петербурга состоялось бракосочетание великого князя Павла Петровича и принцессы Вильгельмине, второй дочери ландграфа Людвига Гессен-Дармштадтского. Прибыв в Россию, принцесса приняла православие с именем Наталия Алексеевна. В день свадьбы великой княгине преподнесли бриллиантовые пряжки, а на следующий день убор из изумрудов и бриллиантов. Павел подарил ожерелье из рубинов, стоимостью 25 тысяч рублей.

1857 год

Из Кронштадта в первое кругосветное плавание отправилась эскадра паровых судов русского флота в составе шести судов под командованием капитана 1-го ранга Дмитрия Кузнецова. Корабли были построены в Архангельске и имели паровые машины мощностью 150-300 лошадиных сил. Кораблям предстояло заняться защитой интересов России на Дальнем Востоке и совершить тяжелый переход через три океана, вокруг мыса Доброй Надежды к устью Амура. 5 августа 1858 года отряд прибыл в залив Де-Кастри.

1908 год

В Санкт-Петербурге со стапеля Балтийского судостроительного завода состоялся спуск на воду подводной лодки «Минога» – первой в мире дизель-электрической субмарины, на которой впервые в мире были применены реверсивные дизели, позволившие упростить энергетическую установку и улучшить маневренные качества лодки.
Спроектировал лодку инженер Иван Бубнов. Кроме дизельных двигателей, «Миногу» отличало ещё одно новшество, разработанное по итогам русскояпонской войны – трубчатые торпедные аппараты, находившиеся внутри корпуса. Это новшество значительно повышало точность торпедной стрельбы, позволяло дополнительно брать торпеды и изменять глубину их хода.
Подводная лодка вошла в строй в 1909 году и участвовала в Первой мировой и Гражданской войнах.

1937 год

В Финском заливе был испытан катер на воздушной подушке В.И. Левкова — Л-5. На испытательных пробегах он достиг скорости 73 узла, то есть 135,2 км/час.
Катер имел катамаранную форму корпуса и состоял из двух лодок, соединенных платформой. В диаметральной плоскости катамарана находились два авиамотора М-45 по 890 л. с,
В октябре 1939 года под обозначением «TKЛ-1» он вступил в состав Балтийского флота, став первым в мире боевым кораблем на воздушной подушке.

2005 год

В этот день в Санкт-Петербурге в торжественной обстановке состоялось открытие восстановленного триумфального монумента «Воинская слава» ансамбля собора Святой Живоначальной Троицы. Памятник, созданный из стволов трофейных турецких пушек, был открыт в 1886 году в честь победы России в войне с Турцией. В 1929 году колонна была демонтирована и сдана на металлолом. Работа по восстановлению памятника началась в 2001 году.