Большим гала концертом в БКЗ «Октябрьский» театр балета Бориса Эйфмана отметил 45-летие. Зрители увидели фрагменты из популярных постановок театра, который когда-то создавался как экспериментальная лаборатория одного хореографа.

Пока солист балета Эйфмана Артем Липков повторял за закрытым в наушниках занавесом отдельные па, коллеги звали его из-за кулис эпитетами возвышенными – «Лахта Центр», «Эмпайер Стейт Билдинг» и прочими ростовыми словами. Не со зла, ведь визитной карточкой театра, в том числе, являются высокие танцовщики.

«Человек должен быть сложен именно очень пропорционально. то есть длинные ноги, длинные руки. Мы всегда привлекаем внимание. Летим мы на гастроли, идем мы по улице», – рассказала ведущая солистка театра Мария Абашова.

«Это не комплекс маленького мужчины, который любит высоких женщин – это как раз именно стремление к тому, чтобы сделать хореографию наиболее выразительной», – отметил сам художественный руководитель театра Борис Эйфман.

Именно в БКЗ «Октябрьском» в 1977 году – тогда еще под названием «Новый балет» – Борис Эйфман дебютировал со своей труппой. Почти полвека спустя новые танцовщики знакомятся с той же сценой. Как отметил Артем Липков, в выступлении важно учитывать строение сцены – неглубокое и широкое.

Обычно сцена «Октябрьского» во время торжественных, юбилейных концертов очень пышно украшается цветами и шариками. Но театр Эйфмана – особенный для Петербурга. Поэтому только голый помост, экран и больше ничего лишнего.

Балет Эйфмана — это философия аскетизма в оформлении. Здесь нет многотонных декораций и вычурных костюмов. Все больше про зрителя, про отношение к нему и диалог с ним.

«Для меня театр Эйфмана – это предельно честный, какой-то реалистичный балет. Это очень искренний балет. Чувственный, без вот этой театральной фальши», – признался ведущий солист театра Олег Габышев.

«Мы создали, я бы так сказал, новый жанр балета что ли. Это русский психологический театр балета. В котором первична душа человека, которая выражается через пластику тела», – добавил Борис Эйфман.

А для души, как известно нет преград. И Борис Эйфман для балетного сообщества – один из главных разрушителей стереотипов. Как в стране, так и в мире. Его артисты танцуют то, что, казалось бы, и станцевать нельзя – Мастера и Маргариту, чеховскую «Чайку», балет «Двухголосье» под запрещенный тогда Pink Floyd. Хореограф знает, как выразить в пластике письмо Татьяны.

В двух актах юбилейного выступления от труппы Эйфмана уместилась компиляция за всю его историю. От нового взгляда на классику Чайковского и Рахманинова до того самого «Двухголосья» – его маэстро возродил специально для праздника. Из пожеланий на 45-летие, одно единственное – себе и всей труппе собственный театр.