Телеканал «Санкт-Петербург» рассказывает об основных событиях в жизни города, которые произошли 30 сентября в различные исторические периоды.

1765 год

В Санкт-Петербурге императрица Екатерина II обнародовала «Манифест о генеральном размежевании земель во всей империи с приложением генеральных правил, данных Межевой комиссии и высочайше утверждённого реестра о ценах на продажу земель в губерниях и провинциях».

Главной задачей межевания было разграничение частновладельческих земель между собою и отмежевание их от земель казённых. На каждое обмежевание и уезд составлялись межевые книги и планы с указанием землевладельцев, местоположения и общего количества земель, их распределения по угодьям и составлением перечня угодий по провинциям и губерниям.

Впервые каждое отдельное землевладение независимо от величины его площади межевалось не только юридически, а с ведением строгих геодезических измерений на местности, результатом которых являлась карта, своего рода геометрический паспорт на данное землевладение масштаба 1:8400 (100 саженей в 1 дюйме).

Отменялась необходимость представления при межевании соответствующих письменных документов, достаточно лишь было «полюбовного» согласия соседей — смежных землевладельцев.

1799 год

В Санкт-Петербурге Павел I издал «Указ его императорского величества самодержца всероссийского о производстве пенсионного жалованья вдовам всех убитых на войне штаб и обер-офицеров женам по смерть, а детям до совершенного их возраста».

1878 год

На восточном Кронштадтском рейде была успешно испытана первая торпеда Уайтхеда, сделанная в России в Кронштадтской мастерской в соответствии с контрактом, заключенным с английским изобретателем Робертом Уайтхедом – владельцем собственного завода по изготовлению торпед на заказ, для разных стран мира.

Торпеда Уайтхеда стала общим названием семейства таких торпед. В качестве двигателя использовалась поршневая машина, работающая на сжатом воздухе, корпус был сделан из листового железа. Оригинальным было устройство, обеспечивающее движение на постоянной глубине. Оно включало в себя гидростатический аппарат, маятник и пневматическую рулевую машину, управляющую горизонтальными рулями.

1938 год

В этот день завершился переход гидрографического судна «Камчадал» под командованием А.М. Вертинского из Ленинграда во Владивосток Северным морским путем.

Суда типа «Камчадал» предназначались для выполнения лоцмейстерских и гидрографических работ в морях Тихого океана. Поход проходил в группе из четырех судов под проводкой ледокола «Ленин».

Тяжелая ледовая обстановка на трассе вынудила отряд зимовать в море Лаптевых. Зимовка закончилась в августе 1938 года, а 30 сентября 1938 года после 450-дневного плавания и дрейфа «Камчадал» стал на якорь в бухте Золотой Рог.

1942 год

Из книги военного корреспондента А.В.Бурова «Блокада день за днем»:

«Электрический ток Волховской гидростанции пошел сегодня в Ленинград еще по одному, третьему по счету, кабелю, проложенному по дну Ладожского озера. Промышленность осажденного города получит дополнительную электроэнергию и сможет дать для фронта дополнительную продукцию.

Ленинградцы достойно выполняют свой долг перед фронтовиками. За девять месяцев 1942 года промышленность города, работавшая в тяжелейших условиях блокады, дала войскам 1935 минометов, 1975 станковых пулеметов, около 22 тысяч автоматов, а также много другого вооружения и боеприпасов. Летчики, например, получили за эти девять месяцев 22 тысячи авиабомб, артиллеристы – 1 700 000 снарядов, пехотинцы – 1 260 000 ручных гранат. Кроме того, ленинградские рабочие отремонтировали в этом году 187 танков и 360 орудий».

1943 год

Из книги военного корреспондента А.В.Бурова «Блокада день за днем»:

«На одном из пригородных аэродромов состоялось торжественное вручение гвардейского знамени 2-му гвардейскому Ленинградскому истребительному авиационному корпусу. Только четыре летчика этого прославленного соединения – Герои Советского Союза Иван Неуструев, Александр Карпов, Сергей Деменков и Михаил Евтеев – сбили около 70 вражеских самолетов. Всего же на боевом счету летчиков корпуса более 800 воздушных побед.

Кстати, одна из них была одержана в то время, когда на аэродроме шли торжества по случаю вручения гвардейского знамени. Летчики дежурной эскадрильи Мигаль и Лебедев, взлетев по тревоге, перехватили и сбили разведывательный самолет противника».

1990 год

В этот день на берегу Финского залива был торжественно открыт мемориал в память о подвиге Краснознаменного крейсера «Киров» в годы Великой Отечественной войны и 900-дневной блокады Ленинграда. Создали памятник архитекторы Александр Борисович Корольков, Михаил Владимирович Круглов, Владимир Александрович Реппо и Владимир Николаевич Соколов.

В мемориал включены подлинные орудия крейсера, входят сохранившиеся фрагменты крейсера и объемный лавровый венок.

Надпись на фасаде дома № 18 по ул. Кораблестроителей гласит: «Подвигу моряков Краснознаменного Балтийского флота в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг. Героическому экипажу крейсера «Киров».

А на мемориальной доске, укреплённой на основании башенного орудия, написано: «Крейсер «Киров» находился в строю с 1938 по 1974 год. Имел мощное вооружение: девять – 180 мм орудий, восемь – 100 мм орудий, пятнадцать – 37 мм орудий, шесть пулеметов. За годы Великой Отечественной войны провел свыше 200 боевых стрельб, нанесших противнику тяжелые потери».

1998 год

Академику Дмитрию Сергеевичу Лихачеву была вручена высшая награда России – Орден Святого апостола Андрея Первозванного под номером один.

Награда была учреждена еще в 1698 году Петром I и вручалась «в воздаяние и награждение за верность, храбрость и разные нам и отечеству оказанные заслуги». Орден Святого апостола Андрея Первозванного был первым, и до 1714 года, единственным орденом Российской империи. Его первым кавалером стал дипломат Фёдор Головин.

Этой высшей наградой Российской империи с 1699 по 1917 год были награждены, по разным данным, от 900 до1100 человек.

1 июля 1998 года указом Президента России Бориса Ельцина орден Святого апостола Андрея Первозванного был восстановлен как высшая награда России. Первым его кавалером стал академик Дмитрий Лихачев.