Поющие зайцы, картонные арт-объекты, предметы декораций любимых спектаклей, фотографии, костюмы — одним словом, «Каждому — свой Фиссон!». Так назвали выставку в Доме актёра, посвящённую 60-летию со дня рождения театрального режиссёра Вадима Фиссона.

Экспозиция позволит гостям погрузиться в атмосферу 90-х и ощутить дух мастера, поговорить о чёрном юморе и побывать на награждении гномов.

И в этом весь Фиссон. Юбилей режиссёра «Комик-треста» — не повод устраивать памятные митинги, считают организаторы, а фактически друзья и коллеги Вадима Фиссона. Хотели не вспомнить мастера, потому что и не забывали, а попытаться хоть на короткий период вернуть ощущение его присутствия.

«Законсервировать вот эту атмосферу шалости, юмора, творчества. И в случае падения общего тонуса, ухода в негатив, можно вскрыть банку, и вот этот уровень позитива вокруг, в атмосфере нашего города, он будет подниматься», — отметила заслуженная артистка России, художественный руководитель театра «Комик-трест» Наталья Фиссон.

«Это то, что я увидел, когда я пришёл в «Комик-трест». Я вошёл в помещение, и я увидел, что история здесь, она не исчезла. Она просто слой за слоем на этих стенах себя зафиксировала. И моя задача, как художника, была это просто аккуратно собрать и перенести сюда», — поделился художник, автор выставки Никита Сазонов.

Большинство фотографий — работы Андрея Чепакина. Кроме «Комик-треста», снимал Бодрова, Собчака и Путина. Но гордится больше тем, что дружил с Вадимом Фиссоном.

«Есть такие культовые личности для Петербурга, которые как-то убери их — и не будет: Довлатов, Курёхин. Вот Фиссон из этой же череды. Поэтому Вадик же был легендарной личностью ещё задолго до «Комик-треста» в среде актёрской, культурной. И такой стопроцентно ленинградско-петербургский продукт», — подчеркнул фотограф Андрей Чепакин.

Буквально за день академическая обстановка Дома актёра превратилась в филиал «Комик-треста» в лучших его клоунских традициях. Арт-объекты — один к одному, отражение юмора самого Вадима Фиссона. Ему не было и 30 лет, когда болезнь и ампутация приковали его к инвалидной коляске. Вместо отчаяния — фирменные шутки.

«У него был жёсткий, чёрный юмор. Он мог сказать: «Ну, да, зато у меня нет проблем носков поиска, потерянного лишнего носка. Обувь мне не жмёт. Потом я коротенький, компактный — могу спать даже в кресле», — рассказала Наталья Фиссон.

Одна нога здесь, другая там, законсервированный позитив и поющие зайцы. С одной стороны, кажется, это абсурд, а вот с другой, как говорят близкие друзья, это и был Фиссон. Вот, например, кубо-метр Фиссона, здесь собраны вещи Вадима. Ну, и на этой выставке каждый может, если не стать экспонатом, то экспонат создать.

Мой узаконенный вандализм повторил почти каждый посетитель выставки. Почётные же гости были просто обязаны расписаться на этих коробках. Кстати, все вместе, их к окончанию презентации сложили в единый арт-объект — арка Фиссона. Тоже своего рода памятник времени, когда Вадим и придумал концепцию «Комик-треста».

«Вся наша безбашенность состояла в квартирниках, мы жили в коммуналках, беседовали, разговаривали, пели друг другу песни, читали стихи. Потому что негде и некогда, и сложно было где-то встречаться», — вспомнил актёр театра и кино Андрей Ургант.

Дань памяти мастеру — награждение так называемых почётных гномов, что-то вроде премии и почётного знака, который придумал сам Фиссон. Он любил и собирал гномов — в коллекции больше двух тысяч. Считал себя тоже подгорным старателем.

«У него его ассоциация, олицетворение как бы гнома уже после уже операции, когда Вадик стал, он уже гном гномыч стал, не просто гном, гном гномыч», — сказал актёр Анвар Либабов.

Гномские колпаки в этом году получили спортивный обозреватель Сергей Циммерман и эксперт при совете ООН Павел Черных.

В Доме актёра выставка пробудет месяц, кстати, потом арку Фиссона посетители смогут в прямом смысле разорвать на сувениры.