Петербуржцы на этой неделе заглянули в словари и обнаружили, что наша «шаверма» теперь на законных основаниях вошла в академические издания. Учёные-лингвисты вписали в орфографический словарь Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН 151 новое слово.

Также в списке – новояз пандемийного периода, лексика интернета и много чего ещё. Лексикографы, в том числе, узаконили и написание некоторых слов, которые вызывали трудности, например, ковид-инфицированный пишется через дефис, а в слове онлайн-пресс-конференция дефисов два.

Вряд ли кто-то в обычной жизни часто сверяется со словарём, если этого не требует профессия. С другой стороны, хорошая речь, правильное употребление слов – остаётся одним из самых важных маркеров, который как нельзя лучше характеризует человека.

«Мне не потому что я петербуржец, а потому что я лингвист, кажется более правильной форма «шаверма». Потому что она более правильна по звуку. А вот эта «шаурма» – такие созвучия, зияния гласных не традиционны для русского языка. Также в своё время многие издевались над словом «радиоузел». «Ау» – такие звуки не характерны для славянской речи. Для славянских народов характерен открытый слог – когда за согласной сразу идёт гласная», – отметил филолог Валерий Ефремов.

Неожиданно в словарь угодило слово «решала» – для большинства это термин из 90-х, с бандитских разборок. Всё-таки из компетентных источников известно, что решала по стрелкам не ездил – да и слово появилось не в 90-е.

«Я думаю, что это дипломат. Это человек, который может договориться с властью. Если в Советском союзе это человек, который может достать всё, чего нет на прилавках – такой вот вопрос общепита. То в 90-е, конечно, решала – с властью. Это не тот человек, который может присутствовать на стрелках, это же всё-таки такая рыцарская история в кавычках», – отметил заместитель директора Агентства журналистских расследований Евгений Вышенков.

Появление в Академическом словаре для слова сродни получению паспорта, а то и установке памятника – но только чётких временных рамок для этого нет. Те же беспилотники оказались на слуху в последний год, но уже залетели в словарь. Одновременно добавили бумеров и миллениалов – хотя первые были в моде, когда вторые ещё не пошли в школу.

Процесс поиска новых лингвистических форм продолжается постоянно – последние два года пополнялся словарь пандемии. А в советское время молодые студенты-филологи зарабатывали себе на кино поиском новых слов.

«Мы находили новое слово или считали, что оно новое – и отправляли. Ну и каждое слово стоило 18 копеек. И таким образом, за месяц мы набирали несколько рублей – и слова эти достаточно часто находили. Если игнорировать всё это, то мы лингвисты – значит не оказываем влияние на ту жизнь, которая перед нами. А это самое плохое», – отметил доктор филологических наук Сергей Богданов.

Сейчас нормы языка, конечно, ослабли. Ведь раньше ведь очень малый процент людей имел возможность публичных выступлений – и ораторы были подготовлены, а сейчас все блогеры и у всех аудитория. Но есть мнение, что ошибочно относиться к языку как человеку – он не становится хуже или лучше. Он просто меняется – и это заслуга каждого, у кого есть что сказать и кто не молчит.