Возможность вернуться к полноценной жизни после тяжелых травм. Петербург принимает участников 5-го национального конгресса «Реабилитация XXI век». Это крупнейшее научное мероприятие, собирающее экспертов в области восстановления и протезирования.

Реабилитация — это дело не одного дня. Конечно, это касается не только медицины. Есть задача вернуть человека максимально к привычной жизни — но при этом на первом этапе он может быть не в состоянии даже встать, не то, что ходить.

Например, после тяжелых операций или инсульта люди могут быть долго прикованы к кровати. Ходить их учат буквально с нуля, как в детстве. В этом врачам помогает вертикализатор – специальное приспособление для каждодневных процедур. Как объяснил участник форума Евгений Кисляков, аппарат помогает избежать травм при отказе тела слушаться команд мозга.

Отдельная часть государственной программы по реабилитации – это возвращение в социум людей, потерявших конечности. Если говорить исключительно о технической части – протезирование совершило большой шаг вперед. Наука не стоит на месте – инженеры и врачи стараются говорить на одном языке. Хотя конечно трудности есть.

«Сегодня произошла цифровая трансформация. Мы больше не делаем слепков, все рассчитывается на компьютере. Делаем негативы, позитивы — конечно дальше все, порой, упирается в материалы в те же 3D-принтеры», – рассказал генеральный директор Федерального научного центра реабилитации инвалидов имени Г.А. Альбрехта Геннадий Пономаренко.

Другой проблемой остается социализация – продолжается и после установки протезов. По всей стране стараются развивать проекты доступной среды, чтобы для человека с ограничениями по здоровью поход в магазин или театр или просто выход на улицу не превращался в подвиг. Большинство новых объектов еще на этапе проектирования или их оснащают всем необходимым.

Не забывают и психологический аспект – часто человек не верит, что может вернуться к привычному быту. Однако, после полного комплекса реабилитации, некоторые даже выходят на работу. Главное, чтобы на каждом этапе пациент видел, что про него не забыли – и он останется в окружении общества, а не будет отчужденно наблюдать за ним со стороны.