В петербургской повестке на этой неделе вновь появился вопрос сохранения культурных объектов. К счастью, не в острой стадии срочной защиты, а в режиме диалога — во вторник в Мариинском дворце депутаты, архитекторы и представители градозащиты сверяли свои позиции без малого по четырём десяткам адресов. Часть объектов из этого списка оказались на пути масштабных инфраструктурных проектов. В частности, речь о Кокоревских складах на Лиговке и скромного дома на проспекте Обуховской обороны, где училась Ольга Берггольц.
Летом в ЗакСе будут обсуждать изменения в действующие охранные зоны, так что на принятие решения времени почти нет. А решение даётся с трудом. Согласитесь, утверждение о том, что, чтобы построить что-то новое, надо снести что-то старое, в Петербурге звучит дико, но необходимость такого выбора периодически возникает.
Большой Смоленский проспект, обычные пейзажи Невского района — по обе стороны Невы перемешаны жилые и заводские здания. Район застраивался в XIX веке, в XX добавились хрущевки. Как в метро самый длинный перегон между «Елизаровской» и «Площадью Александра Невского», так и на воде — в этом месте максимальное расстояние между мостами. Появление еще одной переправы над Невой должно разгрузить район.
«Он более чем рационален, странно что его не построили, скажем, 50 лет назад. Ибо между мостом Александра Невского и Володарским мостом расстояние огромное, новый мост там нужен. Тем более это, по сути, административно один Невский район», — считает урбанист Илья Резников.
Мост должен вторым этажом проходить над проспектом Обуховской Обороны и впадать в Большой Смоленский проспект. Соседние дома, многие из которых давно без окон и дверей, планируют снести. Но есть объекты, привлекающие внимание градозащитников.
Дом на проспекте Обуховской обороны — бывшая 117-я трудовая школа, в которой училась Ольга Бергольц. Внешне здание выглядит уставшим, но вот как судить о его ценности — по имени того, кто здесь учился или чисто с архитектурной точки зрения? Это очень сложный вопрос, в Петербурге его можно задавать по поводу десятка зданий.
Есть такое понятие — охранная зона. Ее утверждает парламент, но в документ можно вносить изменения. Если бы там ничего не менялось, ничего бы и не строили. Но при этом за проектировщиками тоже надо следить, рассматривая каждый объект по возможности отдельно.
«Это нормальная практика для европейских даже городов. Есть ограничения как у нас — на районы и зоны, а есть запреты на сносы конкретных исторических домов — но это практика для маленьких европейских городов», — пояснил Алексей Михайлов, заместитель председателя КГИОП.
А это Кокоревские склады. По сути, все эти дома с адресом Лиговский, 48-50, которые не выходят фасадами на проспект, построены до революции. Их нельзя сносить без разрешения, но можно изменить правила для конкретного инфраструктурного проекта. Например, скоростной железной дороги. На месте складов в соответствии с проектом может располагаться платформа будущего терминала. Градозащитники бояться прецедента.
«Предлагается в виде исключения в интересах транспортных проектов. И мы опасаемся, что один раз так случится, и потом многие будет рассказывать, что их проекты тоже важны и ради них можно сделать исключение», — считает Александр Кононов, заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК).
Ещё один очень важный вопрос — где расположить не только платформы, но и здание терминала. Предлагался даже вариант использования крупного торгового центра или подземный зал. Градозащитники, кстати, не просто говорят, что они против, а предлагают варианты того, как обойти проблемные дома. Правда, в случае с железной дорогой это крайне сложно, а в случае с магистралью — возможно, но не просто. Решение по новым зонам охраны должны принять летом, если строительство объектов останется приоритетным направлением для города.
Репортаж подготовил обозреватель телеканала «Санкт-Петербург» Александр Буренин.
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»
