Театр без границ. В Петербурге стартовал первый фестиваль спектаклей с тифлокомментированием – сотрудник благодаря приемнику описывает для незрячего зрителя все, что происходит на сцене. Участие принимают четыре театра города. Премьерный показ прошел в Театре Эстрады имени Райкина.
Просторный зал со стеклянным потолком, спинки кресел с красной обивкой и занавес. Сразу после первого звонка тифлокомментатор Елена Махина начинает описывать обстановку в мельчайших подробностях.
«Я слышу то, что происходит на сцене, благодаря наушникам. И зритель в зале слышит меня благодаря микрофону. У каждого зрителя с нарушениями зрения есть приемник», – отметила тифлокомментатор Елена Махина в беседе с телеканалом «Санкт-Петербург».
Причудливые образы Венецианского карнавала раскрываются между репликами актеров. Все, что не может увидеть зритель – эмоции, перемену декораций и костюмы. До публики важно донести все нюансы звуковой партитуры: и речь, и музыку, и шумы.
«Троица уходит, на сцене король и призрак королевы», – слышат незрячие.
Комментарий, по словам диктора, должен быть «живым» – нужно реагировать на все изменения в ходе пьесы. Иногда приходится импровизировать. По негласным канонам, никаких оценочных суждений – вместо того, чтобы сказать «злой», эмоции лучше описать. Например, глаголом «хмурится».
Чтобы не мешать ни актерам, ни зрителям тифлокомментатор трудится за сценой в отдельном помещении. Саму постановку видит в реальном времени на специальном мониторе. Важно уловить все ключевые моменты, но при этом – не перегрузить зрителя информацией. Такие спектакли незрячему помогают, можно сказать, осязать постановку.
«Сколько их было, фильмов, он все их уже пересмотрел. Хотелось бы, чтобы было побольше и фильмов с тифлокомментариями», – отметила сопровождающая незрячего человека Галина.
Проект «Театр без границ» несколько лет назад придумала Светлана Мурза. Вместе с командой смогла открыть первую в Петербурге школу тифлокомментатора.
«Мы хотим, чтобы в идеале все спектакли во всех театрах могли сопровождаться тифлокомментарием. И сегодня мы сделали уже не первый шаг на этом пути», – отметила Светлана Мурза.
В Петербурге идею подхватили уже четыре театра, а также музеи и выставочные пространства.
«Для того, чтобы ориентироваться в этих инициативах, мы создали отдельный раздел на нашем портале «Культура Петербурга». Это большой общегородской портал, где размещена вся афиша, весь календарь событий для лиц с ограниченными возможностями», – отметил председатель комитета по культуре Федор Болтин.
Из школы тифлокомментаторов выпустились уже восемь человек. И вот так, используя только голос, но не являясь актером спектакля, они играют для своего зрителя чуть ли не главную роль.
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»
