С 26 января по 13 февраля в Arts Square Gallery будет работать выставка «Открытый слой» Павла Михайлова.
В своей новой серии художник сплавляет машинное и живое, ручное и репродуцированное, создает органичный визуальный микс из двух антагонистичных и трудно сводимых между собой слоев — фотографического отпечатка и живописно-абстрактного жеста. И хотя глаз быстро распознает пластический нарратив, заданный их своеобразным взаимодействием, переключение восприятия с одного слоя на другой затягивает, хочется повторять это узнавание снова и снова — идентификация объекта всегда приносит известное чувство удовлетворения.
Будучи профессионалом от полиграфической индустрии автор знает и контролирует рабочий процесс на всех этапах. Начиная от компьютерных обработки файлов к печати и заканчивая выбором материальных оснований — специальных бумаг, синтетических холстов и красок. Впрочем, как сам он описывает метод своей работы:
«Полиграфическая краска почти мгновенно сохнет и при этом практически не теряет в цвете. Правда в момент высыхания становится сильно токсичной. Поэтому работать приходится в респираторе с вытяжкой и в спортивном темпе. Длительная медитация над цветом а-ля Ротко или шаманский танец Поллока невозможны. Скорее моя работа напоминает спецоперацию, расписанную по минутам. Много занимает подготовка. Составляю план, какие пластические идеи и в какой последовательности реализовывать, делаю расчет по материалам. Но начинаю с компьютера. Нарезаю трафареты на плоттере. Делаю цветовые раскладки на экране, распечатываю пробы. Замешиваю по ним колера. Так сказать от цифрового к машинному и от машинного к аналоговому — ручному:). Потом надеваю комбинезон, респиратор, беру валики, начатые листы (много остается доработать с прошлой «вахты») стопку свежих и иду в покрасочный цех. Процесс не идет с абсолютно «чистого листа». Заканчиваю начатые, закладываю новые. Со временем точность попадания растет. Материал начинает чувствоваться, раскрывать нужный эффект. В принципе все по классическим законам художественного поиска, только вместо кисти, как правило, валик, шпатель, трафареты или даже упаковочный бабл. Где-то через час от краски уже начинает кружиться голова. Оставляю сушиться на ночь. А на следующий день со свежей головой «чекаю» результат. Делаю отбор, фильтрую. Что-то оставляю, что-то пускаю на переплавку».
Такой слаженный на всех этапах, «слоистый» рабочий режим определяет своеобразный технологичный результат, где каждый лист является оригинальным, не дублируемым крафтовым уникатом. Но также важен репертуар образов, которые пропускаются через этот авторский метод.
Как правило, это не замечаемые, подсобные, ничтожные в своей утилитарности вещи. Украшенная тату-граффити обшивка автомобиля («Кожа»), контейнер для мусора парящий в пустоте («Розовая квитанция»), обвязка фабричных труб на фасаде («Городской воздух»), крышка люка, пустой корпус автобуса, исчезающие газели, строительные бытовки, различные сентиментальные детали городского и индустриального гетто. В общем то, что постоянно работает на человека, поддерживает функционирование системы, но при этом существует в тени, на периферии зримого, отсеивается сознанием как визуальный мусор.
Художник своей волей изымает эти безымянные образы из потока повседневности. Иногда гармонично вводит фактуру краски в текстуру изображения, сливает с ним, местами густо закатывает валиком, сбивает фокус или напротив жестко фиксирует контуры, задавая направление восприятия. Эти пластические операции отбора приоткрывают, возможно, не совсем человеческое измерение вещей, в котором, по Латуру, оставленные без внимания они могут не согласится со своей судьбой и в какой-то момент дать сдачи. Такая образная археология настоящего делает видимым, открывает вытесненный, забытый и замытый слой нашей реальности.
Фото предоставлено организаторами мероприятия