«Кресты» — это исторический код России. Не обязательно, чтобы человек там был, знал, понимал, занимался историей. Если на Чукотке человек говорит «Кресты», все уже понимают, о чем он говорит. Телеканал «Санкт-Петербург» рассказывает о самых неординарных попытках побега из «Крестов».

Эта тюрьма – первая одиночная в России. Построена в 1893 году на месте складов, где хранились  винные запасы города. Территория — 4,5 гектара с выходом к Неве.  Внутри  – 999 камер площадью около 8 метров. В 90-е в число обитателей в  камере могло доходить до 20 человек. Несвобода, которая там пронизывает каждое помещение, каждый коридор, ощущается очень остро. 

Человек, которого лишили свободы, всегда хочет уйти. Так устроено в любой тюрьме: одни сидят и думают, как сбежать, другие – работают для того, чтобы этого не допустить. 

Попытки побега из «Крестов» за 120 лет их существования можно пересчитать по пальцам. Самые известные – Леньки  Пантелеева в 1922. Он ушел с помощью надзирателя. В 1991 — Сергей Мадуев, «Червонец». Пытался совершить побег с пистолетом, который ему передала следователь. 
 
«Он неординарная личность. Пострадали сотрудники из-за него. Тот же майор Егоров получил тяжелое ранение в живот. Пытался Мадуев и второй раз сбежать, но у него не получилось – вовремя пресекли. Попытки не оставлял этот убийца», – вспоминает Леонид Булыгин, сотрудник СИЗО №1 «Кресты» в 1984-2013 годах.

В «Крестах» к побегам подходили творчески. Умельцы из ничего могли сделать что угодно. Двое осужденных шестого отделения сшили медицинский халат, сделали самодельный кейс-дипломат. 

«Из подручных средств два хмыря изготовили удостоверение. Подумайте, какой уровень усидчивости, работы, если они это сделали при помощи газеты, а саму корку сплели чуть ли не из носков», – рассказал Андрей Константинов, директор Агентства журналистских расследований, писатель. 

«Была фотография: вырезали, приклеили. Раньше не сдавали удостоверения. Они просто махнули, сказали: "Командир, нам надо очень быстро!", и он их выпустил», – поделился Леонид Булыгин, сотрудник СИЗО №1 «Кресты» в 1984-2013 годах.

Это что-то на уровне графа Монте-Кристо. Это был неудачный побег, и их достаточно быстро взяли. Но сам факт – они сумели сделать удостоверение, которое сработало. 

23 февраля 1992 года в день Советской Армии вся страна наблюдала за жестким разгоном митинга в Москве против рыночных реформ, а в «Крестах» в это время шел штурм. Здесь был захват заложников. Организатором побега был Юрий Перепелкин. Переговоры не помогли и начался штурм. Следы от пуль были везде. В результате штурма трое следственно-арестованных были уничтожены. Однако за время того, как они удерживали заложников, один из них сумел нанести ножевые ранения сотруднику следственного изолятора.

«Конечно, очень тяжело вспоминать эти моменты: как он погиб, как потом начальник следственного изолятора приехал домой и вот эту черную весть принес, а маленький ребенок подбежал к нему и говорит: "А где мой папа?"», – вспоминает Леонид Булыгин, сотрудник СИЗО №1 «Кресты» в 1984-2013 годах. 

В криминальную хронику попадали не все попытки выйти из «Крестов», а были удивительные истории, которые, казалось, не могли произойти в реальности. Одна из таких –  про коммерсанта и его адвоката. 

В «Кресты» попал коммерсант – серьезный, но беззащитный. Его посадили в камеру к одному известному вору в законе. Тот начал его пытать. В ход шли утюжки и паяльники. Самое интересное – жалобу на пытки уже на следующий день стал подавать адвокат коммерсанта. Как он сумел оперативно передать информацию своему защитнику во времена, когда телефонов еще не было? А дело в том, что ночью запытанный коммерсант вышел из изолятора, встретился на Арсенальной набережной со своим адвокатом, которому и пожаловался на жизнь.

Конечно, по инструкции это невозможно, но ничего невозможного не бывает. Истории про то, как некоторые арестанты могли выходить из «Крестов», когда им нужно, рассказывают до сих пор. 

Подробнее о прошлом и настоящем легендарных «Крестов» смотрите в выпуске программы «Степень защиты».

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»