В Ленинградской области начали восстанавливать самолет Ил-2 времен Великой Отечественной войны. Штурмовик, над которым работают военнослужащие Западного военного округа совместно со специалистами Невского судостроительно-судоремонтного завода, станет музейным экспонатом в память о погибших экипажах.

В Ленинградской области начали восстанавливать самолет Ил-2 времен Великой Отечественной войны. Штурмовик, над которым работают военнослужащие Западного военного округа совместно со специалистами Невского судостроительно-судоремонтного завода, станет музейным экспонатом в память о погибших экипажах. 

Подробнее о ходе восстановления исторической боевой машины расскажет корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Александр Одинцов. 

— Сейчас будет производится ликвидация клнпочного отверстия путем зачистки и дальше пойдет на вальцы. 

Это будто начало пластической операции для металла. Фрагменты драгоценные, таких точно немного. Словно лоскуты, лежащие в цеху, они все — от самолета-легенды Второй Мировой Ил-2. Их добыли военнослужащие ЗВО. 

Сейчас на детали обшивки штурмовика срезают петли. Некоторые фрагменты пропустят через специальный станок, чтобвы придать им первоначальную форму. Фрагменты Ил-2 были обнаружены в 18 разных местах Ленинградской области. 

КИРИЛЛ МЕЛЬНИКОВ,рядовой отдельного специального поискового батальона ЗВО: 
«От него торчала вот такая вот часть. Мы начали осушать это место. Ну, болото. Была воронка с водой. Поняли, что это винт».

Изогнутый винт, скорее всего, следствие вынужденной посадки — кажется, не худшего исхода для Ил-2. Самолет — самый массовый штурмовик, что выпускался во время Великой Отечественной. 

Феноменальная прочность достигалась за счет брони. «Летающий танк» — так называли его советские воины, «Чумой» и «Черной смертью» штурмовик нарекли фашисты. Изрешеченные снарядами фрагменты искореженного металла брони после восстановления станут одним целым. 

ФЕДОР КАТАГАРОВ,заместитель начальника цеха Невского судостроительно-судоремонтного завода: 
«Мы стараемся сохранить максимально тот вид, который был до падения. Фрагменты довозятся. Броня на самолетах даже 8 мм очень трудно поддается гибке, приходится греть металл, перед тем как прокатывать, придавая форму».

Для мастеров это тоже словно спецоперация. На доске чертежи — у каждого фрагмента свое место.

АЛЕКСАНДР ОДИНЦОВ,корреспондент: 
«На этом заводе, конечно, привыкли к судам, но не к воздушным. Самолет в цехах появился впервые. Сложнее и ответственнее, учитывая еще и военное прошлое. И, кажется, с нуля было бы проще собрать, ведь работать мастерам придется с более чем сотней фрагментов от девяти разных штурмовиков». 

В основном поисковики работали в Кировском, Всеволожском и Тосненском районах. Работа шла с апреля. Основная масса фрагментов защитников ленинградского неба оказалась в болотах, куда идти по топям не один километр. У всех останков, говорят поисковики, разная степень сохранности, но некоторые детали они, кажется, и вовсе отчаялись найти. 

СЕРГЕЙ РУМЯНЦЕВ,заместитель командира батальона по военно-политической работе: 
«Семь самолетов были действительно подбиты противниками и упали на землю. И два самолета на вынужденную посадку пошли. В связи с тем, что после войны люди сдавали металл, основные фрагменты были разобраны».

Военнослужащие сейчас снова собирают их воедино. Этот Ил-2 станет памятником всем героическим защитникам. На нем не залатают не одну из дыр, полученных в бою. И концептуально он будет напоминать самолет, который совершил вынужденную посадку, а не был сбит врагом.

Подписывайтесь на нас:

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»