Одна из главных миссий экспедиции — установление точных координат Южного полюса Земли.

На этой неделе из Кронштадта в кругосветную экспедицию отправилось океанографическое исследовательское судно Балтийского флота «Адмирал Владимирский».

Поход приурочен к 200-летию открытия Антарктиды русскими мореплавателями. Юбилей отметят 28 января. Кроме того, кругосветка посвящена 250-летию со дня рождения адмирала Ивана Крузенштерна, который также отпразднуют в наступающем году.

По словам специалистов РГО, новая экспедиция покажет мировому научному сообществу, что Россия по-прежнему способна проводить исследования на самом высшем уровне.

Полученные данные впоследствии будут использовать все морские державы. О том, почему отечественные полярники снова и снова становятся первооткрывателями, расскажет корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Александр Чуев.

Это исследовательское судно «Адмирал Владимирский» готовится к отплытию в Кронштадте. На борту — ученые, курсанты и военнослужащие, они отправляются в кругосветную экспедицию. Пройдут все океаны, кроме Северного-Ледовитого, обогнут Антарктиду и самое главное — установят местонахождения Южного магнитного полюса.

ЕВГЕНИЙ ГРИГОРЬЕВ,начальник отдела гравиметрических и магнитометрических морских исследований «Южморгеология»:
«Магнитное поле Земли меняется со временем. Происходит дрейф магнитных полюсов. По текущим оценкам скорость дрейфа магнитного полюса может составлять до пятидесяти километров в год».

Маршрут схож с тем, что 200 лет назад прошли первоокрыватели Антарктиды. 28 января 1820 года русские шлюпки «Восток» и «Мирный» под предводительством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева приблизились к шельфовым льдам самого южного материка планеты.

Спустя несколько дней цели также достигли иностранцы. Пальма первенства оспаривается до сих пор. Впрочем, настоящая гонка за освоение ничейной земли, площадь которой почти как территория России, развернулась после Великой Отечественной.

В 1948 году США инициировали работу по созданию международного правового режима управления этим регионом. Советский Союз не был приглашен к диалогу. Свою позицию коммунистическое правительство изложило в меморандуме, то есть в документе, не предполагающем ответа.

ВАЛЕРИЙ ЛУКИН,руководитель отдела по взаимодействию с органами управления системы договора об Антарктике Логистического центра РАЭ:

«Было заявлено о том, что Советский Союз не может согласиться с тем, что без его участия обсуждается или может обсуждаться вопрос о правовом режиме регулирования деятельности в Антарктике и раздела этой территории, что мы имеем все основания заниматься этим наравне со всеми — на правах первооткрывателей Антарктиды».

Впоследствии СССР открыл на континенте два десятка научных станций — наибольшее количество среди всех стран. Сегодня о подвиге русских и советских исследователей рассказывают в Музее Арктики и Антарктики.

АЛЕКСАНДР ЧУЕВ,корреспондент:

«Спустя несколько дней после первого полета человека в космос в 1961 году в Антарктиде хирург Леонид Рогозов тоже совершил настоящий подвиг. Он сделал себе операцию по удалению аппендицита.

Врач в полевых условиях в полусидячем положении и под местной анастезией с помощью зеркала, а также элементарных хирургических инструментов спас себе жизнь. Здесь представлена те самые технические приспособления, которыми он оперировал».

Некоторые из советских научных баз в Антарктиде действуют до сих пор. Так, например, прямо под станцией «Восток», что в глубине материка, в 1994 году ученые обнаружили огромное озеро — размером примерно с Ладожское. Оно находится подо льдом, толщиной свыше трех с половиной тысяч метров.

Предположительно, водоем образовался еще до обледенения региона — свыше тридцати миллионов лет назад. Организмы, которые в нем обитали, прошли уникальный эволюционный путь, потому что были в полной изоляции от атмосферы Земли.

Российские специалисты пробурили скважину и добрались до поверхностных вод озера Восток. В образцах петербургские биологи обнаружили молекулы ДНК бактерий термофилов — свидетельство того, что на дне могут присутствовать геотермальные потоки. По словам ученых, в подледниковом водоеме возможно найти новые организмы.

«Адмирал Владимирский» отправляется в путь за новыми открытиями. В фокусе исследователей теперь дно пятого — Южного Ледовитого океана. Так воды, омывающие Антарктиду Международная гидрографическая организация решила назвать в 2000 году. Научные изыскания позволят повысить точность спутниковых и навигационных систем.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»