В его стенах хранятся письмо Федора Достоевского, черновики стихотворений Анны Ахматовой и рассказов Михаила Зощенко, а также рисунки к сказкам Ханса Кристиана Андерсена.

Аккуратные записи мелким почерком в справке Ахматовой, капсула с письмом Достоевского, написанным в день отмены казни — эти редчайшие документы Государственный архив хранит уже полвека.

Хранит при разных температурных режимах, со сложной системой вентиляции, как того требуют капризные свидетельства прошлого. Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Анна Безкровная расскажет подробнее.

АННА БЕЗКРОВНАЯ,корреспондент:
«Сейчас в архиве 342 тысячи дел. Каждый год он пополняется на 3-5 тысяч единиц. Интерес исследователей тоже растет. Чаще всего люди хотят узнать свое генеалогию или исследовать советскую культуру».

На советском периоде и специализируется архив. Здесь, например, хранится та самая программка с концерта Большом зале Филармонии в августе 1942 года, где исполнили седьмую симфонию Шостаковича. Простые, но такие реалистичные фронтовые зарисовки. Художник Инфантьев, сделавший их, передал весь свой архив на хранение. Эти картинки он создавал прямо на поле боя.

— Вадим Инфантьев командовал зенитным орудием. Это его орудие труда в годы войны как раз.

Не так давно открытым для всех стал и личный архив Даниила Гранина. Это и рукописи «Блокадной книги», личные записи и радиобращение, после которого посыпались письма с воспоминаниями. Они тоже есть в хранилище.

СЕРГЕЙ ЧЕРНОБАЙ,заведующий отделом ЦГАЛИ Петербурга:
«Единственный человек, который мог в коммунальной квартире еще ходить, пошла отоваривать карточки продовольственные и на месте обнаружила, что карточек при ней нет. Хотела уже бросится в Фонтанку, потому что исход был понятен, но любовь к матери ее спасла. Она не могла этого сделать, не попрощавшись, пришла домой и карточки оказались там».

Большая часть дел в хранилище литературы и искусства — это послереволюционные документы. Внутри архивов есть порой и более ранние вещи. Так, например, внук Достоевского — Андрей Федорович передал документы, которые раскрывают историю семьи. Среди них и довольно редкое фото самого писателя с личной подписью.

ТАТЬЯНА ЗВЕРЕВА,заведующий отделом ЦГАЛИ Петербурга:
«Не так тиражирована, как все остальные. Вот фотография. Она не очень известная. Это автограф Достоевского, поэтому для нас такие документы очень ценны, учитывая, что у нас советский период».

Автографы Хармса, Зощенко, Ахматовой тоже здесь. Не только записи, но и эскизы, картины. Одна из жемчужин — коллекция рисунков к работам Андерсена художника Оскара Клевера. Его иллюстрации к «Дюймовочке», «Снежной королеве» и другим сказкам, не всегда популярным у российского читателя, это действительно редкость. Их в нашей стране нигде не публиковали.

ЕГОР КРИВДА,главный хранитель фондов ЦГАЛИ:
«Судьба многих его иллюстраций такова, что часть их них погибла еще в 40-е годы, в период Великой отечественной войны. Наиболее значимые с точки зрения художника были переданы в Данию в музей Андерсена, поскольку места им в советском искусстве не нашлось».

Таких иллюстраций и записей, порой раскрывающих известных людей с новой стороны, миллионы. Малевич, например, попросил выписать государственную пенсию своего конкуренту Петрову-Водкину, а Рудольф Нуриев — зачислить в Кировский театр.

Танцора хотели отправить по распределению в Башкирию. Кстати, театру посвятили общедоступную выставку. На ней хоть и малая, но все же часть закулисной жизни: программы, записки Вагановой, костюмы и фотографии. Экспозиция посвящена году театра и юбилею самого хранилища.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях»Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в Telegram.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»
Видео: телеканал «Санкт-Петербург»