Собрать из костей скелет 12-метрового кита или слуги Петра Первого может реставратор и таксидермист Юрий Стариков.
Юрий Стариков работает в музеях Австралии, Вьетнама, Монголии, и конечно, ездит по всей России.
Профессия реставратора чучел крайне редка, и настоящие специалисты ценятся на вес золота. Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Валентина Вожегова расскажет, чем опасна такая работа.
— Вообще принято работать в перчатках и респираторе.
Его работа не только кропотлива, но и опасна. На операционном столе реставратора Юрия Старикова чучело столетней полутораметровой белуги.
В конце 20-го века все экспонаты обрабатывали ртутью и мышьяком, чтобы уберечь от вредных насекомых. На первый взгляд безобидное чучело таит в себе вполне реальную опасность.
ЮРИЙ СТАРИКОВ,таксидермист, реставратор: «Когда они покрываются пылью, приходится обеспыливать, поэтому когда это все летит, можно надышаться и наглотаться мышьяка, получить всякие неприятности».
Реставратор, он же таксидермист, Юрий Стариков занимается любимым делом 37-й год. Восстанавливать чучела ему приходится чаще, чем их создавать. Большинство животных и птиц, представленных в музеях страны, занесены в красную книгу.
Приходится фантазировать и прибегать к оригинальным идеям. Как это было, например, с реставрацией чучела колибри для музея Эрмитажа. Одно крыло сильно пострадало, конечно же ехать за оригиналом в Южную Америку никто не собирался.
Тогда Юрий Стариков придумал взять крыло от самой маленький российской птицы — королька. Похожая история случилась и с чучелом собаки Павлова. Ухо ей восстановили из шерсти павиана.
ЮРИЙ СТАРИКОВ,таксидермист, реставратор: «Для когтей использовал зубы кабана, корни зубов кабана. Потому что они по своей форме и по цвету походили на когти вот этой собаки, были кривые, цвет подходящий. Они были вклеены, а внешний вид чучела полностью восстановлен»
Первый свой экспонат Юрий Стариков создал еще в школьные годы, это было чучело сойки. Сейчас Стариков — единственный в стране аттестованный Министерством культуры специалист. Он работает с самыми сложными экспонатами в Зоологическом музее. Методы работы, растворы, инструменты — все как при классической реставрации.
— Вот места повреждения.
— А что высыпается?
— Глина.
— То есть она глиной набита?
— Нет, пакля, вата, сверху покрыта слоем глины, а потом уже натянута шкура. Таким способом тоже делали.
— Так все рыбы сделаны?
— Нет, не все, есть вот такие варианты. Это муляжи, вернее, копии. Со свежей рыбы снята копия, которая потом расписывается
Сколько чучел сотворил и починил за свою долгую деятельность Юрий Стариков сказать не может, не считал. А вот фотографировал всегда.
Есть среди его работ и скелет Буржуа высотой 2 метра 20 сантиметров. Это первый слуга Петра Первого. Есть и чучело лошади из конюшни Екатерины Второй.
Сейчас в планах показать миру как была устроена морская корова, истребленная китобоями несколько веков назад.
Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».
