Как живется фермерам в Ленобласти и маленьким магазинам, продающим их продукцию? На днях агентство Infoline цифрами поделилось - почти 70% рынка продовольственных товаров в Петербурге приходится на долю крупных федеральных сетей. И только 8,5% - это несетевые форматы. Как выживают они в современных реалиях?

АЛЕКСЕЙ КОРЖ,управляющий магазином:
«Вот проверим яблоко. Смотрите, ноль! Абсолютно нет нитратов».

 Нелегкое это дело — людей правильно кормить. Но создатели небольшого магазина в спальном районе Петербурга все же решили попытаться. К делу подошли основательно, используя концепцию здорового питания, принятую Минздравом. И даже новые технологии мониторинга и приготовления продуктов. Формат совсем не сетевой. На полках — ничего лишнего. Только качественные продукты made in Russia.

АЛЕКСЕЙ КОРЖ,управляющий магазином:
«Мы выборочно контролируем содержание витамина С, содержание аскорутина».

Инвестиции в такого рода проект — приличные. Порядка 20 миллионов рублей. В данном случае это частные вложения. Срок окупаемости — около 5 лет. При условии, что все будет идти по плану: проходимость, например, должна быть не менее 400 человек в день. Владельцы признаются: пока не получается.

АЛЕКСЕЙ КОРЖ,управляющий магазином:
«А вот доля незапланированных покупок в сетевых супермаркетах составляет где-то 22%. И человек, стремясь экономить эти 22%, начинает переориентироваться на магазины более малого формата, фрешмаркеты».

Самое сложное — убедить людей: качество стоит денег. Цены в таком вот небольшом фрешмаркете процентов на 15-20%, чем у сетевых ритейлеров. Людей это пугает. Скажем, цена творога — 430 рублей за килограмм. В супермаркете можно купить дешевле. Но ведь дело не только в цене.

ИВАН ФЕДЯКОВ,генеральный директор информационно-аналитического агентства «INFOLine»:
«У этих магазинов есть одна ключевая конкурентная особенность — это то, что они впрямую не конкурируют с сетевым ритейлом, с которым конкурировать сейчас крайне сложно».

Фермер Павел Гришин тоже верит в будущее нового формата ритейла. Его небольшое хозяйство в 350 голов можно назвать успешным именно благодаря таким небольшим магазинам, делающим ставку на качество продукта. В крупные сети прорваться нереально.

ПАВЕЛ ГРИШИН,фермер
«Невозможно! Нереально! Абсолютно нереально! Приходишь, говоришь: вот у меня качественный продукт, мы хотим с вами работать. Они говорят — да, все прекрасно. Вы федеральные? Нет. Тогда до свидания. Если возьмете договор с любой из крупных сетей, то это договор будет на 25 листах минимум. И на три листа штрафных санкций, которые к нам будут предъявляться».

Тренд на импортозамещение на жизнь фермеров, оказывается, не повлиял. Стало даже сложнее: подорожала электроэнергия, курс вырос, — а ведь техника и запчасти в основном импортные. Спасают дотации от областного правительства и вера в новый формат ритейла. Которому, хочется верить, удастся закрепиться на петербургском рынке.