Первая плавучая гостиница в Петербурге, которая много лет портит своим мрачным видом берег Большой Невки, будет снесена. Такое решение принял Приморский районный суд.

Демонтировать здание предполагается за счет владельца. В свое время бизнесмен Игорь Багров потратил на проект баснословную по тем временам сумму — 20 миллионов рублей. И вот теперь должен снести свое детище за свои же деньги. В историю с заброшенным дебаркадером с головой погрузилась Лидия Виэльба.

Лидия Виэльба, корреспондент: «Попасть внутрь можно, но с риском для жизни. Доски трапа прогнили, частично обрушились, то и дело рискуешь провалиться, а высота, между прочим, четыре с половиной метра. Ржавые перила шатаются при малейшем прикосновении. А дальше дороги нет. Остается только прыгать».

Нас выручила лестница, которую предоставили рабочие с соседней стройплощадки.

Дебаркадер встречает нас гулкими шумом прибоя. Волны разбиваются о бетонный пол. 

Лидия Виэльба, корреспондент: «Первый этаж затоплен полностью. Дальше пройти не невозможно — воды по пояс. Сырость, мох, поросший на стенах. Создается ощущение, что здесь строили декорации для фильма ужасов».

Лидия Виэльба, корреспондент: «Коридор второго этажа. Пол сейчас здесь сильно накренился, ходить по нему сложно. С каждой стороны по девять комнат. Номера светлые, просторные, некоторые даже сдвоенные, вполне подошли бы под категорию «Делюкс». Даже 25 лет не смогли стереть следов размаха, с которым строился плавучий отель-призрак. В этой парадной зале должен был располагаться ресторан, и весь третий этаж отводился под зону отдыха и развлечений. Отсюда открывается великолепный вид на Большую Невку».

Дебаркадер должен был стать первой плавучей гостиницей в Петербурге. Открыть ее хотели еще к играм доброй воли в 1994 году. Рассчитывали на абсолютный успех: по прогнозам, бронировать места в отеле на воде пришлось бы за месяц. На логичный вопрос что помешало довести проект до ума, владелец сетует на бюрократические препоны. 

Игорь Багров, владелец дебаркадера, предприниматель: «Порядка 20 мест я просил у города, чтобы мне предоставили. То КУГИ не разрешало, то КГА не разрешало, многократно я обращался в различные комитеты и администрацию, чтобы заключить договор аренды хотя бы на год, чтобы город увидел, что можно получать налоги с объекта».

В комитете по охране окружающей среды — это первая инстанция, куда нужно обращаться за договором по водопользованию — утверждают: бизнесмен Багров не появился у них ни разу. Якобы он сначала построил, потом самовольно установил дебаркадер в природоохранной зоне на Крестовском острове, а в итоге обанкротился. В 2006-м бесхозный отель сорвало с пристани, отнесло течением к Елагину мосту, где он врезался в опору. Плавучую гостиницу вернули на место, продлив ей жизнь еще на 10 лет. Но этой осенью суд удовлетворил иск Смольного и постановил демонтировать аварийный дебаркадер за счет владельца — чтобы не портить мрачным видом перспективу акватории, где теперь красуется космический стадион. 

Михаил Страхов, врио зампредседателя комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга: «Размещение гостиницы плавучей подразумевает подключение к коммунальным сетям, электричества, другого не может быть, пользователь не может делать так, чтобы его гости сливали продукты жизнедеятельности за борт. Информация о том, что владелец куда-то обращался, в комитете нет, в комитет для получения ключевого документа — водопользования — владелец также не обращался, речь о том, чтобы реанимировать данный объект, никогда не стояла».

Десятки миллионов рублей ушли на строительство, пятую часть от этой суммы теперь придется заплатить за демонтаж. Это как минимум 2-3 миллиона. Адвокат Багрова верит: шансы спасти плавучую гостиницу есть. Решение суда вступит в законную силу через неделю. Защитник уже готовит апелляцию. В крайнем случае юрист собирается доказать, дебаркадер — «домик» для личного пользования. 

Маргарита Дудник, юрист: «Реки — это воды общего пользования, вот как с дорогой, едет по ней трейлер, остановился на обочине, и могут там люди жить неделю, месяц. И никто с ними ничего сделать не сможет».

У Смольного другие планы на исторический центр. В преддверии чемпионата мира по футболу город избавляется от хлама и морально устаревших построек, как это уже было с Сенной площадью. Береговой гранит Невы должен подчеркивать величие града Петра. Но от самой идеи плавучих гостиниц чиновники не отказываются. У Васильевского и Крестовского островов — за пределами природоохраной зоны — даже подыскивают возможные места. Над проектом активно работают в комитете по туризму. К мундиалю в Северной Венеции могут появиться 8 отелей-дебаркаберов. Не призрачных, а вполне реальных.