Сегодня историческое событие для российской эстрады и телевидения. 30 лет назад из Ленинграда с эфиром на всю страну из этих самых стен вышел первый «Музыкальный ринг». Передача, которую без преувеличения смотрели миллионы, а для исполнителей она становилась не просто рингом, а трамплином для взлёта в карьере. Александр Бриус вместе с создателями и участниками этого телешоу погрузился в воспоминания.

Александр Бриус, корреспондент: «Улица Чапыгина, дом 6. Сакральное место для петербургских телевизионщиков. Родина легендарных передач, которые смотрела вся страна. Отсюда в свой первый эфир вышел и "Музыкальный ринг". Сначала как рубрика и только на местном уровне, а ровно 30 лет назад уже как самостоятельное шоу, которое прогремело на весь Союз».

Алексей Рахов, музыкант (группа «АВИА»): «После этого "Музыкального ринга" группе "АВИА" сразу, буквально за 2-3 дня, пришло приглашений на концерты на полгода, и ставка группы увеличилась в 3 раза».

Виктор Сологуб (группа «Игры»): «И пошли звонки со всех городов, со всей страны. Количество концертов, естественно, увеличилось. Я помню, мы сразу поехали во Владивосток, остальные города. Новосибирск. Забрались туда, где не были».

— К какому роду русской музыки вы ближе себя поставите? 

— Я думаю, что Александра Градского представлять не нужно, вы его все узнали.

Владимир и Тамара Максимовы, авторы телепередачи «Музыкальный ринг»: «Мы придумали типа молодёжного комсомольского суда. Есть и положительные качества, и отрицательные. Мы и с этой стороны, и с этой стороны проверим вот эти группы».

Александр Бриус, корреспондент: «Мягкое кресло, зеркало. В общем, гримёрка. Последние приготовления перед тем, как тебя увидит миллионная аудитория. Здесь молодые артисты собирались с мыслями перед эфиром, который в 1988 году стал прямым». 

— Волнуетесь? 
— Есть немножко. Кто-то, отвечая так, говорит правду. Кто-то заведомо лжёт. И у меня не перед каждым выступлением бывает вот это чувство волнения, но когда я шёл сюда, я очень волновался, потому что сама форма этой передачи необычна для меня. Это впервые со мной происходит.

Игорь Корнелюк, композитор, певец: «Выход этой передачи на всесоюзный экран просто изменил мою жизнь. Для меня это как альма-матер, это какое-то крещение. Я горжусь тем, что я научил Тамару Максимову играть на синтезаторе маленький фрагмент Мусоргского — если будете подклеивать, подклейте».

Александр Бриус, корреспондент: «Святая святых была за этим окошком. Старая дверь в первую студию наверняка помнит, как волновались все, кто расширял границы дозволенного, ведь до передачи Максимовых у представителей андеграунда не было слова на центральном телевидении. Так что за этой дверью открылась целая эпоха в музыкальной истории нашей страны».

Анастасия Курёхина, руководитель Центра современного искусства им. Сергея Курёхина: «Тогда показали тех музыкантов и те группы, которые не показывали вообще. Ни "Аквариум", ни "Кино" на телевидении никогда не были. Им даже с трудом разрешали выступать в рок-клубе, если они залетовывали свои песни. Это, конечно, большая заслуга Максимовых, что они, вообще, это "пробили". Это было революцией на телевидении».

Серж Греков, режиссёр, музыкант (группа «СТДК»): «Прорыв-то реально случился. Мало того, "Музыкальный ринг" в дальнейшем поддерживал русские рок-группы, ну и, как вы видите, хип-хоп тоже. То есть люди, которые сделали этот формат, им не чуждо любое направление».

Владимир Гречишкин, ведущий оператор телепередачи «Музыкальный ринг» (1986-1989 гг.): «Раньше такого не было вообще. Концерт по заявкам — выходила и пела. А так, чтобы спросить: "а зачем ты это поёшь?", "почему бы тебе это не спеть?", поговорить с человеком. Это первая программа, которая показывала, что это не просто певец, а ещё и человек. Вполне возможно, кстати, что именно на эту камеру и снималась программа "Музыкальный ринг"». 

Александр Бриус, корреспондент: «Ещё одно место в Петербурге, которое тесно связано с "Музыкальным рингом" — бывший кинотеатр «Гигант» на Кондратьевском, 44. В его зале помещалось почти полторы тысячи зрителей. Декорации знаменитого телешоу там установили в конце 90-х. Отсюда программа вышла в последний эфир».