Казанский собор остался без символов победы 1812 года. Штандарты и знамёна французской армии, установленные в храме - памятнике воинской славы русской армии, забрали на реставрацию. Их место в соборе пока займут копии. Сколько точно понадобится времени на восстановление, сейчас не берутся сказать даже специалисты, ткань сильно обветшала. Николай Растворцев съездил в мастерскую.

Николай Растворцев, корреспондент: «Если бы сегодня Наполеон Бонапарт увидел родные знамена издалека, он бы точно не признал их. Два столетия назад фон штандартов Французской армии был сине-бело-красным, а текст вышит серебряной нитью с позолотой. Для того чтобы обрести былой вид, трофеи пройдут консервацию, реставрацию и реконструкцию».

Хирургическая операция длиной в несколько лет — так сами художники-реставраторы говорят о предстоящей работе. Из 6-ти предметов, хуже всего обстоят дела с Бергским знаменем — утрачено практически 90 процентов экспоната.

Анна Мутина, художник-реставратор по ткани II категории: «То что мы видим сейчас, это знамена с которых опала копоть, на них была пыль, сильные загрязнения, комья сажи».

О плачевном состоянии знамен знали давно. За два столетия их реставрировали дважды. Последний раз полвека назад. Тогда трофеи спасали при помощи мучного клейстера.

Светлана Полежаева, художник-реставратор по ткани высшей категории: «Визуальные наблюдения подтверждают то, что этот мучной клейстер привел к тому, что шелковое волокно получило деструкцию. Оно рассыпается, но несмотря на это, наши коллеги спасли своей реставрацией знамена».

Они провисели на одном месте 60 лет. Эксперты говорят: было бы лучше, если бы знамена лежали горизонтально — ткань XIX века не оттягивалась бы. Впрочем, не только положение экспоната сыграло свою роль.

Любовь Мусиенко, директор Государственного музея истории религии: «Действующий храм, Казанский собор, очень посещаем, большие богослужения, и свечи, и достаточно бывает душно на литургиях, конечно, всё это сказывается».

Анализируя внешний вид штандартов и знамен, невооруженным глазом видно: вышивка сохранилась лучше фона. Сколько времени займет реставрация — не знает никто. До конца года специалисты должны составить четкую пошаговую программу. По предварительным подсчетам, на скрупулёзный труд уйдут годы.

Анна Мутина, художник-реставратор по ткани II категории: «Эта работа сравнима с реставрацией археологических памятников, которых только что достали из земли. Представьте себе, что есть реставрация, то есть это фактически руинированные вещи, в которых ткань разложилась, основа, и многие нити шитья выглядят плачевно».

На время реставрации места трофейных знамен и штандартов в Казанском займут их копии. Вернуться ли оригиналы в собор, станет известно лишь по окончании работ.