Петербургские интеллигенты вышли на тропу войны с хамством и несправедливостью. Борются законом и поэзией, как и полагается в культурной столице. Например, недавно популярной сети фастфуда копеечный пирожок обошёлся в полмиллиона рублей. Оскорблённый клиент добился того, что действия сотрудников признали нарушением закона о рекламе. Артём Шарипов узнал, как дают отпор невоспитанным предпринимателям и продавцам.
Раньше за невыдачу пирожков гусары били по лицу. Сегодня все иначе, но тоже без поблажек. Судя по рекламной акции, пирожок Марату Герасимову полагался законно и бесплатно, но кассир заведения сказала ему: «Не дам». На повторное возражение отпарировал уже менеджер: «Жалуйтесь». Марат человек простой: ему сказали, а он и сделал.
Марат Герасимов: «Ну мотив скорее шуточный, ну не дали пирожок и чего, здоровее буду. Ну, поскольку попросили, это выглядело так, будто меня взяли на понт».
За то, что реклама говорит одно, а кассир другое, УФАС наградила заведение полумиллионным штрафом.
— За 93 рубля под маринадом покупал. Прошло всего четыре дня, на ценнике я прочитал — 254 рубля.
Руководитель Антимонопольной службы Петербурга читает «Торговый беспредел». Написал его пенсионер, который пытается рифмами ударить по высоким ценам. Дедушка пришел за селёдкой матье, увидел ценник и накатал в УФАС поэму. Ее постмодернисты запишут в новый стиль — жалоба-стих. Но кроме оценки творчества, поэт-новатор ничего не добьется.
Вадим Владимиров, руководитель УФАС России по Санкт-Петербургу: «Речь идет о продукте, который не входит в перечень социально значимых продуктов, контроль за ценами на которые осуществляет в том числе УФАС. Здесь речь идет о свободном рынке, где товары в разных магазинах стоят по-разному».
То же самое ответили пенсионеру в официальном письме. Сразу, но прозой. Защитник своих прав привлек внимания. Тем более тех, кто не лыком шит мало, а нарушений обычно много.
Артём Шарипов, корреспондент: «"Я всегда твердил, что судьба — игра, что зачем нам рыба, раз есть икра", — в стихотворении, отправленном в антимонопольную службу, тоже можно увидеть явное стремление к творчеству. Но с такой же легкостью после рыбы можно писать и о йогурте, и о других продуктах. Потому что главный посыл — желание "дать леща" нерадивым предпринимателям. Ведь потребители уже не знают, как именно бороться за свои права, ищут самые действенные методы, потому что ничего другого не остается».
За незаконное повышение цен жестко штрафуют, но жалуются люди чаще на другое. Больнее человеку от оскорблений. Всем известно, что продавцы могут и ответить грубо, и на сдачу дать рекомендации куда именно иди по выходу из магазина.
Евгений Владимиров, президент общества по защите прав потребителей: «В 90 процентов случаев, я больше чем уверен, всегда последняя капля — это хамство, все готовы решить в досудебном порядке, но вместо того, чтобы выполнить требования покупателей, начинают хамить».
В Ассоциации малого бизнеса согласны с претензиями, но уточняют, что граждане сами любят поскандалить, срываясь на доступной для ругани сфере обслуживания. Стресс из-за высоких цен как раз проще всего снять именно в магазинах. Не отходя от кассы. Но в рыночной войне у предпринимателей все-таки возможностей больше.
Алексей Третьяков, председатель Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка: «Сфера потребительского рынка монополизирована. Официальная цифра — 80 процентов рынка контролируют торговые сети. Когда у вас такая монополия, вам уже не надо забоится о лояльности покупателей».
Выходит, что каждый день превращается в боевые действия. Причем у граждан, есть все возможности давать серьезный отпор пренебрежению. Ведь умение защищать свои права дело наживное, люди только учатся. И уже потом, научившись можно будет взяться за воспитание и предпринимателей.
