Дальнобойщики жалуются на «Платона». Так называется система сбора платы за проезд по федеральным трассам. Итогом первых дней ввода в эксплуатацию нового устройства для большегрузов стал коллапс.

Водители просто не могут выйти на работу, потому что это чревато штрафами. Как итог — акции протеста. Дмитрий Рунков разбирался в ситуации.

Более сотни дальнобойщиков сегодня вместо того, чтобы выйти в рейс, пикетировали петербургский офис. У их обидчика есть конкретное имя — «Платон». Это система сбора платы за проезд по федеральным трассам с таким названием. К штаб-квартире оператора водители пришли в уверенности: «Платон» лишает их работы. 

— 40 тысяч. Сейчас кризис, мне тут колеса купить не на что, а они тут… 
— Реально записывают на 18 января. И на регистрацию, и на получение транспондера. Как вы будете жить без зарплаты?

В Петербурге бортовые устройства сейчас выданы 6000 водителей. По всей стране это 500 000. Почти половина от числа всех владельцев грузовиков. Те, кто не успел зарегистрироваться в системе и получить транспондеры и маршрутные карты, вынуждены оставить тягачи в гараже. А пользователи «Платона» уже жалуются на его некорректную работу и постоянные «подвисания» сайта. В СМИ появилась информация и о хакерских атаках на ресурс. Тем не менее компания-оператор невозмутимо рапортует: запуск системы проходит в штатном режиме. 

Владимир Матягин, участник митинга: «Один из перевозчиков позвонил. От Понтонного доехал до «Ленты» на московской трассе, всего 35 километров. Ему система списала 140 километров. Это нормально?»

— Компания «РТ-Инвест Транспортные системы» работает в плановым режиме, все необходимые работы по внедрению и улучшению мы проводим.

В некоторых городах страны возмущенные введением платы и самой системой сборов водители уже устроили медленную забастовку. Выстроившись в несколько рядов, они проехали по улицам со скоростью 5 километров в час. Профсоюзы дальнобойщиков сейчас требуют как минимум введения моратория на сбор платы. Иначе грозят полностью парализовать сообщение на федеральных трассах. 

Валерий Войтко, координатор ассоциации «Дальнобойщик»: «Автоперевозчики не подряжались быть пушечным мясом, защищая интересы экономики. Сейчас в разговор должны вступить, видимо, товаропроизводители. Потому что транспорт обслуживает их потребности. И если «Платон» будет работать в том же режиме, ущерб для экономики будет неизмерим с теми суммами, которые они планируют получить».

Многие перевозчики не отказываются от требования наполнять дорожный фонд, но предлагают делать это как и раньше — через акциз на бензин. Чем больше ездишь, тем больше платишь. Стоимость 1 километра — чуть более полутора рублей — может и не так сильно бьет по карману, но штрафы устрашают. 

450 тысяч рублей придется заплатить за безбилетный проезд. Столько же отдать и в случае, если водитель собьется с маршрута. Его система выстраивает на свое усмотрение. К тому же, вся оплата проходит авансом еще до момента, когда дальнобойщик получит деньги за перевозку. 

Александр Дацюк, руководитель филиала АСМАП по СЗФО: «В Германии внедрялась система. Два года она работала в тестовом режиме. Ну, мы, конечно, много умнее, чем немцы, но хотя бы полгодика надо потренироваться».

По расчетам экспертов, введение платы за проезд принесет доход в бюджет около 20 миллиардов рублей. Но половину придется отдать оператору системы. Учитывая, что бюджет Росавтодора порядка 550 миллиардов, то прибыль составит примерно 2 процента на ремонт дорог. 

Впрочем, в конечном счете заплатит все равно рядовой потребитель. Затраты перевозчика неминуемо приведут к переписыванию ценников в магазинах. Правда, власти уверяют: рост цен будет незначителен. 

Дмитрий Рунков, корреспондент: «Сейчас на рассмотрение Госдумы уже внесен законопроект, который должен скорректировать деятельность системы. Во-первых, чтобы защитить малый и средний бизнес от риска банкротства, штрафы предложено снизить в 45 раз, до 10 тысяч рублей. Во-вторых, оплату предусматривается вносить не авансом, а уже после поездки. И в-третьих, штрафовать нарушителей можно будет только раз в сутки, а не по числу попаданий в объективы камер контроля. Но пока депутаты собираются рассматривать инициативу, почти двухмиллионной армии дальнобойщиков по-прежнему придется ломать голову, как заработать и при этом ничего не нарушить».